Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Всем известно, какое огромное внимание уделяет Глава государства привлечению инвестиций и активизации вклада частного бизнеса в экономику.
Для этих целей, по поручениям Президента, государством предусмотрены и законодательно закреплены в Предпринимательском кодексе преференции и меры по защите инвестиций, Правительством постоянно разрабатываются новые стимулы, вплоть до создания нацкомпании «Казахинвест» и Фонда прямых инвестиций.
В то же время, в партию «Ак жол» обращаются отраслевые ассоциации и частные инвесторы по поводу бездействия чиновников, прямо отвечающих за данное направление государственной экономической политики.
Так, ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация» в 2015 года заключило с Комитетом по инвестициям инвестиционный контракт («Казахстанско-Белорусский индустриально-технологический парк сельскохозяйственной и коммунальной техники») и в 2018 году Специальный инвестиционный контракт («Производство и сборка сельскохозяйственной и коммунальной техники»),на производство сельскохозяйственной и коммунальной техники.
Данное ТОО – производитель востребованного сельхозоборудования (плугов, борон, косилок, пресс-подборщиков, посевных комплексов и т.д.) различных модификаций, с официально подтверждённым уровнем локализации производства от 30 до 80%.
За период действия контракта, компания инвестировала в проект 2 млрд.тг, выпустила продукции на сумму 2 млрд.800 млн тг., выплатила в бюджет 500 млн.тг. налогов.
На 2019 г. был запланирован выпуск товаров на сумму 5 млрд тг.
Но после того, как срок специнвестконтракта истёк 31 декабря прошлого года и подлежал продлению, начались мытарства, дискредитирующие всю инвестиционную политику.
Заблаговременно обратившись в Комитет по инвестициям 19 декабря 2018 г. ТОО вместо пролонгации Специнвестконтракта столкнулось с требованием о заключении нового контракта, с повторным прохождением всех согласительных процедур в различных министерствах и ведомствах.
В результате, наложившись на передачу Комитета по инвестициям в ведение МИДа, бюрократический «футбол» тянется до сих пор, даже несмотря на официальные положительные заключения МС РК, МНЭ и МИИР.
Теперь Комитет инвестиций пытается ограничить срок нового контакта лишь сроками текущего года.
Между тем, Соглашение о промышленной сборке, которое является базовым документом контракта, подписывается как минимум на 8 лет. Кроме того, в текущем году вступит в силу норма Евразийского экономического союза о запрете на заключение новых Соглашений.
А значит, перезаключить данный контракт в следующем году уже не получится и проект потеряет все преференции, которые и делали его привлекательным.
Такая позиция уполномоченного органа ведёт предприятие к просрочкам по кредитам, отвлечению оборотных средств,а главное - к срыву договоров по поставке спецтехники накануне весенне-полевых работ.
Скоро апрель, а столь нужная на селе техника простаивает на складе, а её производитель теряет рынок и покупателей, поскольку без понятных перспектив невозможно планировать себестоимость и ценообразование.
Мы привели ситуацию с ТОО «Аграрно-Инвестиционная корпорация» как пример, но он, к сожалению, не единичен.
В похожей ситуации находится ТОО «Комбайновый завод «Вектор», которому тот же Комитет инвестиций отказывает в заключении аналогичного Специнвестконтракта, ссылаясь на решения ЕАЭС.
При этом, в официальном разъяснении, МНЭ уведомляет МИД о всё ещё существующей на сегодня возможности предоставления преференций в порядке, установленном национальным законодательством, т.е. через заключение Специнвестконтракта.
В этой связи, уважаемый Аскар Узакпаевич, фракция ДПК «Ак жол» предлагает:
1. Обязать соответствующие госорганы в срочном порядке заключить специнвестконтракты (или их пролонгацию), на сроки, указанные в Соглашениях по промышленной сборке.
2. Провести служебное расследование причин препятствования инвестиционной деятельности предприятий с устранением таковых.
С уважением,
депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан