03
Апрель

03.04.2019

Фракция «Ак жол» требует вернуть жителям моно/малых городов, сельских округов в составе городов кредитование через «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» - депутатский запрос

Министру сельского хозяйства
Омарову С.К.
 
Министру национальной экономики
Даленову Р.Е.
 
Министру труда и социальной защиты
Сапарбаеву Б.М.
 
В партию «Ак жол» обращаются предприниматели сельскохозяйственной отрасли, действующие в малых городах, а также в сельских населённых пунктах, включенных в территорию городов в ходе их укрупнения.

 

            

До недавних изменений госпрограмм и статуса их населённых пунктов, эти предприниматели имели доступ к приемлемому финансированию, но теперь лишились такой возможности.
Так, микрокредиты в сельской местности обеспечивает дочерняя организация холдинга «КазАгро» – Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, на долю которого приходится более 65% всех выдаваемых средств по действующей Программе продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек». Но внутренние условия Программы данного оператора не позволяют финансирование в моно/малых городах и сельских округах в составе города.
При этом, согласно Уставу, утвержденному решением акционера – АО «КазАгро», одним из видов деятельности Фонда является кредитование малого и среднего бизнеса, объектов рыночной инфраструктуры на селе, в моно/малых городах.
В то же время, Правила АО «КазАгро» отменяют кредитование в моно/малых городах через Фонд и передают его в БВУ. Однако, как отмечают предприниматели, банки (за редким исключением) не принимают в обеспечение кредитов залоговое имущество в таких населённых пунктах, тогда как у Фонда залоговая политика была более лояльной.
      В результате, меры господдержки оказались недоступными для реальных заемщиков, желающих заниматься сельским хозяйством, но проживающих в моно/малых городах, а также сельских округах, вошедших в состав города.
Непонятно - чем вызваны такие изменения в Программе, ущемляющие интересы КХ, ЛПХ, созданных в моногородах и сельских округах, отнесенных территориально к городу.  Возможно, разработчики просто не учли все аспекты, но в любом случае, последствия оставляют за бортом огромный пласт активного малого бизнеса и занятых в нём людей.
Не менее острой проблемой в реализации Программы «Енбек» является дисбаланс финансирования проектов по направлениям бизнеса, т.е. соотношение доли проектов АПК и несельскохозяйственных видов бизнеса на селе.
Это связано с тем, что действующая система распределения бюджетных средств на микрокредитование предполагает финансирование через двух операторов: Фонд «Даму» в городах и «КазАгро» на селе. При этом, выдача микрокредитов для конечных заемщиков в городах осуществляется через микрофинансовые организации и банки, а в селе – через Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, кредитные товарищества и МФО.
Вместе с тем, Минсельхоз, отвечающий за развитие проектов АПК, доводит Фонду планы в основном по кредитованию животноводства, тогда как на селе, кроме животноводства, необходимо развивать и другие сферы бизнеса (частные учреждения образования, объекты общественного питания, швейные и мебельные цеха, стоматологии, аптеки и т.д.), так же не менее важные для сельчан.
В результате предприниматели, занимающиеся другими видами бизнеса на селе, ограничены в средствах, и основная цель Программы -  развитие микробизнеса на селе - ставится под угрозу.
Считаем, что  проблемы возникают из-за того, что Программа «Енбек» распределена между тремя министерствами и не имеет единого координатора.  
Необходимо отметить, что периодически происходит передача сельских территорий в состав городов. Совсем недавно, только в Туркестанской области 12 сельских округов вошли в г.Кентау. Ранее несколько сёл были включены в город Шымкент, аналогичные процессы укрупнения городов происходят и в других регионах.
Но род занятий и источники заработка их жителей от этого не изменились, и все они столкнулись с проблемами кредитования.
На основании вышеизложенного, депутатская фракция «Ак жол» просит:
1. Пересмотретьусловия по микрокредитованию населения, малого и среднего бизнеса в моно/малых городах, сельских округах в составе городов и вернуть жителям этих территорий кредитование через «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»;
2. Утвердить индикатив для микрокредитования не сельскохозяйственных видов бизнеса на селе на уровне не менее 30 процентов.
Решение озвученных проблем позволит сохранить сотни действующих субъектов предпринимательства и рабочих мест. Для этого не требуются дополнительные затраты, необходимы лишь коррективы в существующую Программу.
 
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»
 
 

Ответ