Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность и защищённость бизнеса от произвола, является прозрачность и обоснованность государственной политики в вопросах изъятия земельных участков, выделенных под реализацию проектов.
Просто потому, что невозможно реализовать ни один инвестиционный или индустриальный проект без возведения соответствующих зданий и сооружений. В воздухе красиво висят только воздушные замки, а для индустриализации надо ногами ходить по земле и крепко на ней стоять.
В данном направлении накопились многочисленные обращения и жалобы предпринимателей на спорные, а иногда прямо необоснованные решения чиновников, нередко граничащие с вымогательством.
К большому сожалению, даже суды в этих вопросах, как правило, поддерживают такие иски госорганов, несмотря на немалые время и средства, затраченные предпринимателями на прохождение всех положенных процедур.
В этой связи в начале года фракция ДПК «Ак жол» обратилась к председателю Верховного суда с просьбой разъяснить правоприменительную практику в данном вопросе и выработать обоснованные подходы, в интересах экономического развития и реализации как государственных интересов, так и законных прав предпринимателей.
В этих целях при председателе Верховного суда создана рабочая группа, которая выявила ряд существенных пробелов в регулировании данной сферы на уровне исполнительных органов и НПА. И эти пробелы можно и нужно устранять в срочном порядке, особенно учитывая начало строительного сезона.
Так, ст. 92 Земельного кодекса предусматривает принудительное изъятие земельного участка при истечении выделенного срока, если участок не освоен либо используется не по назначению.
Вместе с тем, критерии освоения/не освоения законодательно не определены, что позволяет чиновникам изымать участки по собственному усмотрению и создаёт условия для злоупотреблений в отношении предпринимателей.
В этой связи существует потребность в формировании чётких, понятных и единообразных критериев освоения, исключающих их двоякое толкование.
Примечательно, что при этом кодексом сделаны исключения по принудительному изъятию для участков, выделенных физическим лицам для ИЖС, где сроки освоения исчисляются только с момента обеспечения такого участка инженерной инфраструктурой. Также предусмотрено право на продление срока освоения для земель сельхозназначения, если участок не мог быть освоен вследствие непреодолимой силы.
Как видим, здравый смысл почему-то не распространяется на участки, выделенные под реализацию инвестиционных проектов в сфере гражданского и промышленного строительства, индустриализации, энергетики, транспорта и т.д.
Между тем, и такие проекты сталкиваются с объективными препятствиями для освоения, в виде отсутствия подведения инженерных сетей, затягивания (умышленного или нет) разрешительной документации, либо стихийных бедствий – таких как пожары и наводнения.
В принципе, проблема не нова. В прошлом году был принят Приказ Министра сельского хозяйства №194, утвердивший Правила выявления земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства, и вроде бы призванный закрыть этот правовой пробел.
Однако и там вместо утверждения чётких критериев, определение освоения или не освоения земельных участков отдано на усмотрение акиматов районного уровня. Такой подход, вместо единообразной государственной политики, создаёт ещё больше оснований для разного толкования одних и тех же ситуаций.
Очевидно, что Минсельхоз исходил из ведомственных интересов, поскольку проблема интересы пользователей земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве более-менее защищены, хотя и по этим вопросам имеются обращения предпринимателей.
Но особенно остро нуждаются в подобной защите проекты малого и среднего бизнеса, для которого подведение коммуникаций за собственный счёт просто разорительно, а хождение по кабинетам начальников порой становится непреодолимым барьером.
А ведь именно МСБ должен выступать драйвером экономики, именно он выполняет роль по внедрению и апробации новых технологий и инновационных решений, именно этот сектор призван обеспечить массовую занятость граждан.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Аскар Узакпаевич, депутатская фракция «Ак жол» просит Правительство в срочном порядке выработать единые критерии освоения земельных участков, а также распространить защитные меры по продлению сроков освоения (с момента подведения инженерных сетей и с учётом форс-мажорных обстоятельств) не только на ИЖС и сельхозназначения, но и для объектов малого и среднего бизнеса.
Свои предложения по критериям освоения фракция готова внести в рабочем порядке.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Ответ