Чистота воздуха является одним из важнейших показателей среды обитания человека. За годы независимости было принято три Концепции экологической безопасности, направленных на сохранение экосистем в условиях интенсивного развития производственных мощностей.
И хотя экологическая безопасность отдельных промышленных объектов непрерывно повышается, жители казахстанских городов всё чаще становятся свидетелями и жертвами выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Если раньше о проблеме смога, накрывавшего города чёрным туманом, мы узнавали лишь из зарубежных новостей, то сегодня с ним и его ядовитым запахом, особенно в отопительный сезон, воочию знакомы горожане Алматы и Усть-Каменогорска, Темиртау и Нур-Султана, Шу и Караганды.
В целом, на сегодня в Казахстане 5 городов имеют высокую степень загрязнения (Алматы, Экибастуз, Петропавловск, Аксай и Шу) и 9 городов очень высокую (Атырау, Усть-Каменогорск, Балхаш, Темиртау, Караганда, Жезказган, Актау, Нур-Султан, Актобе).
Тем не менее, службы контроля атмосферного воздуха крайне редко сообщают о превышении предельной концентрации вредных веществ (ПДК).
При этом сами нормы ПДК в нашей стране явно отстают от международных стандартов. Так, среднесуточная ПДК мелкодисперсной пыли, принятая в Казахстане, составляет 0,35 мг/м3 против 0,25 мг/м3 рекомендованных ВОЗом.
То-есть, если подходить по международным стандартам, то в перечень экологически грязных городов попали бы не 14 городов, а практически все города Казахстана, имеющие даже не промышленные предприятия, а обычные ТЭЦ.
Одной из причин такой ситуации, на наш взгляд, является отсутствие в Экологическом кодексе норм стимулирования осуществления природопользователями мероприятий по охране окружающей среды. По утверждению экспертов, предприятиям порой выгоднее заплатить штраф за превышение выбросов, чем устанавливать современное очистное оборудование.
С другой стороны, у самих предприятий остаются вопросы, куда используются ежегодно растущие экологические платежи, если не на содействие защите экологии.
Возможно, пришло время закрепить их целевое использование на содействие бизнесу в применении дорогостоящих технологических решений по сокращению атмосферных выбросов.
Мировой опыт борьбы с загрязнением воздушной среды знает множество, порой фантастических, решений по снижению выбросов в городе: от консервативных – увеличение площади зеленных насаждений до инновационных – использование беспилотников (распыляющих химикаты для ускорения процесса оседания вредных веществ оксид и диоксид азота, сажа, сероводород, бензапирен, этанол, ацельтальдегид и т. п) и создание «воздушных коридоров», по которым грязный воздух выходит из города.
Но основными методами борьбы с выбросами в городах остаются жесткие требования относительно стационарных источников (в Казахстане на их долю приходитсяоколо 2 млн. тонн). В первую очередь это относится к предприятиям теплоэнергетики.
В этом плане показательным является процесс модернизации энергообъектов Красноярска в Российской Федерации, где ситуация в промышленности и состоянии экологии достаточно похожа с нашей. Там на ТЭЦ-1 планируется установить электрофильтры со степенью очистки 99 %, позволяющие снизить концентрацию выбросов от станции в 3-5 раз, а внедрение метода дожигания топлива на ТЭЦ-2 позволяет снизить вредные выбросы до 50 %.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Канат Алдабергенович, фракция «Ак жол» просит:
1) принять меры по приведению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест Казахстана в соответствие с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения;
2) в разрабатываемом новом Экологическом кодексе предусмотреть меры экономического стимулирования природопользователей, применяющих инновационные меры по охране окружающей среды (вычеты, налоговые преференции и т.п.);
3) предоставить информацию:
- о мерах, принимаемых предприятиями теплоэнергетики, по сокращению загрязняющих выбросов в атмосферу;
- о действующем порядке использования платежей за загрязнение окружающей среды.