22
Май

22.05.2019

Фракция «Ак жол» направила а правительство и генпрокуратуру предложения по пресечению вывода коррупционных средств в офшоры – депутатский запрос

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А.У.

 

Генеральному прокурору

Республики Казахстан

Нурдаулетову Г.Д. 

 

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Уважаемый Гизат Дауренбекович!

 

Коррупция является главной проблемой современного Казахстана.

Именно она подрывает экономику, демотивирует бизнес, служит причиной нарастающего разрыва между богатыми и бедными, ведёт к социальной напряженности в обществе.

Практически в каждом товаре и каждой услуге сегодня заложена так называемая «коррупционная рента» - доля «откатов» и взяток, что ведёт к необоснованному росту цен, за который расплачивается население.

О масштабах коррупции наглядно говорит тот факт, что по данным международных экспертов «Global Financial Integrity» из Казахстана в оффшоры незаконно выведены более 167 млрд.долларов США.

Иначе говоря, коррупционеры украли из страны денег в два раза больше, чем за все годы независимости Казахстан накопил в Национальном фонде от продажи нефти.

Вот почему, несмотря на показатели ВВП, близкие к Восточной Европе, жизнь рядовых казахстанцев «европейской» никак не назовёшь – потому что львиная доля ВВП расхищается и не влияет на уровень жизни внутри страны.

 

Фракция «Ак жол» начиная с 2012 года постоянно поднимает проблему борьбы с этим грабежом нации. Мы регулярно требуем от уполномоченных органов наладить работу по возвращению в Казахстан украденных миллиардов. Однако лучшим из публичных результатов пока является недавнее возвращение 180 млн.тенге, т.е. около полумиллиона долларов.

Нужно приветствовать и этот результат, но его размеры несопоставимы с потерями. Причём, этот процесс продолжается ударными темпами, если учесть, что семь лет назад те же эксперты сообщали «лишь» о 138 млрд. выведенных долларов.

Поэтому не менее важной задачей становится не только возврат ранее украденных средств, но и пресечение продолжающегося вывода за рубеж незаконных капиталов.

 

В этом плане весьма характерно формирование определённого поведения лиц, склонных к таким преступлениям даже при высоком риске разоблачения. Их циничная логика в том, чтобы успеть спрятать за рубежом похищенные средства. И даже будучи осуждёнными, они рассчитывают выйти через год-полтора на УДО и спокойно уехать к своим капиталам, которые никогда не смогли бы заработать честным трудом.

Эту мотивацию первыми раскрыли на Западе, в связи с чем, например, в ряде штатов США к лицам, осужденным за коррупцию, наряду со сроками заключения в 10-15 лет, запрещается применять досрочное освобождение.

Аналогичная норма недавно введена в Белоруссии, которая гласит, что, цитирую - «не подлежат представлению к условно-досрочному освобождению или замене более мягким наказанием лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений». Такой же законопроект внесён в Государственную Думу РФ.

И только в Казахстане, несмотря на гигантские суммы хищений и вымогательств (а может быть благодаря им), лица, вроде бы громко осужденные на длительные сроки, без лишнего шума освобождаются при первой возможности, о чём казахстанцы пост-фактум с удивлением узнают из СМИ.

Не приходится сомневаться, что многие из них благополучно убывают к припасённым «заначкам», которых с лихвой хватит на шикарную жизнь в более комфортных странах.

 

В этой связи, фракция «Ак жол» считает необходимым прекратить прикрывать коррупционеров ссылками на «гуманизацию». Гуманность нужно проявлять именно к собственному народу и обобранным предпринимателям, а не тем, кто их грабит.

Мы предлагаем:

1)                 Ввести в уголовное законодательство нормы, препятствующие условно-досрочному освобождениюлиц, осужденных за коррупцию.

2)                 Запретить осужденным коррупционерам, даже по отбытии заключения, покидать страну вплоть до полного возмещения похищенных средств.

Если рядовые граждане порой не могут выехать на отдых из-за задолженности по налогу за автомобиль, то такая мера тем более целесообразна в отношении лиц, официально признанных коррупционерами.

3)                 Несмотря на отрицательные ответы на предыдущие обращения, мы вновь предлагаем отменить принцип банковской тайны для зарубежных счетов высокопоставленных госслужащих (включая членов правительства), руководителей национальных компаний и аффилированных с ними лиц.

Если требование честно распоряжаться гигантскими народными средствами для кого-то из них покажется неприемлемым – думаем, что среди 18 млн. граждан Республики всегда найдутся более открытые и готовые к прозрачной работе люди.

 

Главной целью предлагаемых шагов является пресечение дальнейших потерь государства и бизнеса от хищений и вымогательств.

Считаем, что эта тема приобретает особую актуальность в связи с активизацией политической жизни и появлением непроверенных сообщений о бегстве капиталов сомнительного происхождения.

Особо отмечаем, что наши предложения не касаются добросовестного бизнеса и свободы движения легального капитала. 

 

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

Ответ