26
Март

26.03.2025

На фоне борьбы с дефицитом бюджета, фракция «Ак жол» требует разобраться с разницей таможенной статистики и усилить борьбу с контрабандой

Премьер-Министру РК

О.Бектенову

Как известно, в формировании бюджета важную роль играет НДС.

При этом НДС с экспорта уплачивается по месту назначения товаров, то-есть в странах-получателях. Более того, затем эти суммы Казахстан возвращает экспортёрам из нашего бюджета.

Тогда как доходную часть бюджета составляет НДС с внутренних операций и импорта товаров в нашу страну.

Однако значительная часть импорта поступает в Казахстан без должного таможенного оформления, путём экономической контрабанды, нанося тем самым ущерб интересам национальной экономики и доходам бюджета.

Фракция «Ак жол» постоянно поднимает данную проблему, в том числе в свете необходимости сокращения дефицита бюджета.

Так, в открытых источниках были опубликованы данные, что по итогам 2024 года выявлено рекордное расхождение в таможенной статистике импорта из Китая в Казахстан, на сумму 13 млрд. 750 млн. долларов(https://ru.sputnik.kz/20250306/raznitsa-v-torgovykh-pokazatelyakh-mezhdu-kazakhstanom-i-kitaem-sostavila-128-mlrd--51385948.html?utm_source=chatgpt.com).

По оценкам экспертов, недобор в бюджет Казахстана НДС по этому «серому импорту» составляет 1,5 млрд долл, или 850 млрд тенге, не говоря уже о недополученных таможенных пошлинах.

Вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаевкомментируя данную ситуацию, объяснил такую многомиллиардную разницу методологическими особенностями учёта, когда китайская сторона включает в свою статистику все товары, пересекающие китайско-казахскую границу, включая импорт не только Казахстана, но и для третьих стран.

Такое предположение вполне возможно, но даже если речь идёт о половине названных сумм, в любом случае, считаем такие потери бюджета недопустимыми.

Напомним, что и в Заключении Высшей аудиторской палатык отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета целый раздел касался расхождений с таможенной статистикой Китая.

Неслучайно, Глава государства еще в 2022 году в своем выступлении на заседании Парламента отмечая настоящий «бардак» на границе с Китаем, поручал Генеральной прокуратуре совместно с Минфином, Агентством по финансовому мониторингу и другими заинтересованными органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе.

Между тем, в 2023 году расхождение данных составляло 8,4 млрд долл, тогда как в 2024 году, как уже отмечалось, этот показатель превысил 13 млрд.долл. То-есть, вместо сокращения - произошло увеличение объёмов сомнительного импорта сразу на 60%.

В этой связи, на фоне дискуссии по преодолению дефицита бюджета, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит:

1.     Дать официальную позицию Правительства о причине упомянутых расхождений с таможенной статистикой Китая в 13,75 млрд. долларов.

Необходимо выяснить, какая часть из них относится к методологическим особенностям, а какая – вероятно, к «серому импорту» и экономической контрабанде в нашу страну;

2.     Какие меры намерено предпринять Правительство для усиления борьбы с контрабандой и полноценного использования импорта для пополнения бюджета.

А также какие суммы НДС и других платежей с импорта должны дополнительно поступить государству от этих мер.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

Е.Бейсенбаев

А.Перуашев

Д.Еспаева

Е.Барлыбаев

К.Иса

С.Ерубаев