Премьер-Министру
РК
О.Бектенову
Как известно, в
формировании бюджета важную роль играет НДС.
При этом НДС с
экспорта уплачивается по месту назначения товаров, то-есть в
странах-получателях. Более того, затем эти суммы Казахстан возвращает
экспортёрам из нашего бюджета.
Тогда как доходную
часть бюджета составляет НДС с внутренних операций и импорта товаров в нашу
страну.
Однако
значительная часть импорта поступает в Казахстан без должного таможенного
оформления, путём экономической контрабанды, нанося тем самым ущерб интересам
национальной экономики и доходам бюджета.
Фракция «Ак жол»
постоянно поднимает данную проблему, в том числе в свете необходимости
сокращения дефицита бюджета.
Так, в открытых
источниках были опубликованы данные, что по итогам 2024 года выявлено рекордное
расхождение в таможенной статистике импорта из Китая в Казахстан, на сумму 13
млрд. 750 млн. долларов(https://ru.sputnik.kz/20250306/raznitsa-v-torgovykh-pokazatelyakh-mezhdu-kazakhstanom-i-kitaem-sostavila-128-mlrd--51385948.html?utm_source=chatgpt.com).
По оценкам
экспертов, недобор в бюджет Казахстана НДС по этому «серому импорту» составляет
1,5 млрд долл, или 850 млрд тенге, не говоря уже о недополученных таможенных
пошлинах.
Вице-министр
торговли и интеграции Кайрат Торебаевкомментируя данную ситуацию, объяснил
такую многомиллиардную разницу методологическими особенностями учёта, когда
китайская сторона включает в свою статистику все товары, пересекающие
китайско-казахскую границу, включая импорт не только Казахстана, но и для
третьих стран.
Такое
предположение вполне возможно, но даже если речь идёт о половине названных
сумм, в любом случае, считаем такие потери бюджета недопустимыми.
Напомним, что и в
Заключении Высшей аудиторской палатык отчету Правительства об исполнении
республиканского бюджета целый раздел касался расхождений с таможенной
статистикой Китая.
Неслучайно, Глава
государства еще в 2022 году в своем выступлении на заседании Парламента отмечая
настоящий «бардак» на границе с Китаем, поручал Генеральной прокуратуре
совместно с Минфином, Агентством по финансовому мониторингу и другими
заинтересованными органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок
на таможенной границе.
Между тем, в 2023
году расхождение данных составляло 8,4 млрд долл, тогда как в 2024 году, как
уже отмечалось, этот показатель превысил 13 млрд.долл. То-есть, вместо
сокращения - произошло увеличение объёмов сомнительного импорта сразу на 60%.
В этой связи, на
фоне дискуссии по преодолению дефицита бюджета, депутатская фракция ДПК «Ак
жол» просит:
1.
Дать официальную
позицию Правительства о причине упомянутых расхождений с таможенной статистикой
Китая в 13,75 млрд. долларов.
Необходимо
выяснить, какая часть из них относится к методологическим особенностям, а какая
– вероятно, к «серому импорту» и экономической контрабанде в нашу страну;
2.
Какие меры
намерено предпринять Правительство для усиления борьбы с контрабандой и
полноценного использования импорта для пополнения бюджета.
А также какие
суммы НДС и других платежей с импорта должны дополнительно поступить
государству от этих мер.
С уважением,
Депутаты фракции
ДПК «Ак жол»
Е.Бейсенбаев
А.Перуашев
Д.Еспаева
Е.Барлыбаев
К.Иса
С.Ерубаев