03
Апрель

03.04.2024

Нужно усилить статус и роль маслихатов

Премьер-Министру РК

О.Бектенову

 

Сегодня общество по многим вопросам обращается к депутатам, а усиление роли представительных органов является велением времени.

В Послании к народу Казахстана 16 марта 2022 года. Қ.Тоқаев отметил, «Для повышения доверия граждан к представительной власти особое внимание необходимо уделить маслихатам. Сильные маслихаты способствуют решению актуальных проблем и росту качества жизни в регионах».

В целях повышения роли их независимости маслихатов, была введена должность их председателей (взамен прежних секретарей). Также в целях усиления влияния маслихатов был изменен порядок назначения акимов регионов.

Но на практике, даже после того, как должностьсекретаря маслихата сменилась на председателя -положение маслихатов не особо изменилось.

 

Акиматы фактически полностью доминируют над маслихатами, а реальная власть принадлежит исполнительным органам. Но такое доминирование акима над депутатским корпусом, избранным народом, не соответствует принципам демократии.

Более того, оно мешает представительным органам полноценно исполнять свои обязанности перед населением.

 

Например, с прошлого года статья 696-3 Налогового кодекса дала местным маслихатам право уменьшать вдвое сумму розничного налога.

Это мощный механизм, позволяющий многим малым предпринимателям встать на ноги. И как этим правом пользуются депутаты маслихата?

Как показал прошлый год, это право маслихатов не может быть реализовано без разрешения акиматов.

 

Фракция "Ак жол" в Мажилисе трижды направляла депутатские запросы правительству и акимам областей о необходимости снижения налогов. Аналогичные предлжения вносили наши депутаты местных маслихатов во всех регионах. 

Благодаря этому в  большинстве регионов снижен размер розничного налога на 2024 год. Но это стало возможным лишь там, где согласились акимы.

 

Дискуссия по розничному налогу показывает, что в статусе и полномочиях местных маслихатов и их депутатов существуют правовые пробелы. На бумаге, помимо утверждения местного бюджета, в полномочия маслихата входит утверждение размеров уплаты по 6 видам налогов согласно Налоговому кодексу. Но поскольку эти вопросы связаны с финансами, без разрешения акима депутаты маслихата ничего не могут сделать.

Вопрос должен решаться путем устранения зависимости маслихатов от акиматов. И это касается не только налогов, но и формирования маслихатов вообще: депутатов должны выбирать граждане, а не «отбирать» акимы.

 

Охватившие большую часть страны паводки также показывают неполноценное место маслихатов в системе управления регионами. Депутаты на местах сообщали об избыточном скоплении снега и угрозе подтоплений, но эти сигналы остались бесполезными.

 

Глава государства в своем Послании отметил, что «В рамках политической модернизации маслихаты должны стать ключевым звеном местного самоуправления. Сегодня они имеют гибридную природу, являясь одновременно институтом местного государственного управления и местного самоуправления. Поэтому следует четко обозначить полномочия маслихатов и нужно кардинально пересмотреть систему финансирования регионов.» А баланс компетенций ветвей власти должен зависеть, прежде всего, от утверждения бюджета.

 

Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» нужно привести в соответствие новой редакции Конституции, полностью раскрыть функции и полномочия маслихатов.

То есть основные принципы деятельности органа, представляющего население, такие как независимость, самостоятельность, гласность -должны быть закреплены законом. Иначе как работать избранным народом депутатам, если закон не фиксирует и не защищает их полномочия?

 

В этой связи, уважаемый Олжас Абайұлы, фракция Демократической партии «Ак жол», считает целесообразным реализовать формулу конституционной реформы К.Токаева «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство» на местном уровне, как «влиятельный маслихат – подотчетный аким».

Для этого необходимо законодательное разграничение их полномочий и предоставлениемаслихату, как независимому от акиматаинституту, полномочий, соответствующих статусу и принципам баланса сдержек и противовесов представительной ветви власти.

 

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»

Қ.Иса

А.Перуашев

Д.Еспаева

Е.Барлыбаев

А.Садыков

Е.Бейсенбаев