08
Ноября

08.11.2023

О декриминализации ответственности предпринимателей за экономические нарушения

Генеральному прокурору РК

 Б.Асылову и вице-премьеру Е.Жамаубаеву

В Послании от 1 сентября т.г. Глава государства дал указание «внедрить справедливый механизм определения пределов норм привлечения к уголовной ответственности» предпринимателей по налоговым нарушениям.

Предложение Президента опирается на здравый смысл и понимание справедливости не только как нравственной, но и как экономической категории.

Потому что нет смысла сажать на шею государству того, кто сам способен платить налоги и приносить пользу.

Так, в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов с причинением крупного или особо крупного ущерба.

При этом, в ст.3 Кодекса указывается, что такие нарушения относятся к уголовным при условии, что сумма начисленных по результатам налоговой проверки платежей в бюджет превышает 10 процентов от суммы всех налогов, уплаченных налогоплательщиком за год.

То-есть, если предприниматель уплатил налогов в 10 раз больше, чем недоплатил, то он не должен привлекаться к уголовной ответственности.

Фракция «Ак жол» надеется, что в свете поручения Президента, эти подходы будут усилены в новом Налоговом кодексе, что уменьшит давление на бизнес и сократит возможности коррупционеров по вымогательствам и рейдерскому захвату успешных предприятий. 

Более того, мы считаем, что аналогичный принцип необходимо применить и для других сфер – например, при нарушениях предпринимателями порядка получения субсидий, льгот, грантов, иных мер господдержки, по которым сейчас уголовные дела возбуждаются чуть ли не ежедневно.

Так, если предпринимателю, в рамках инвестиционных проектов, вменяют нарушения в получении субсидий или натурных грантов на сумму в 3-5 раз меньше произведённых им инвестиций в основные средства бизнеса – то такие уголовные дела нужно сразу закрывать, ввиду очевидного отсутствия экономического смысла и нецелесообразности таких нарушений для предпринимателя.

Например, какой смысл инвестору «воровать» 50-100 млн. тенге, если он инвестировал в здания, оборудование и технику 2-3 миллиарда? Это же абсурд. Но именно такие обвинения сегодня нередко предъявляются бизнесу.

Мы неслучайно использовали определение «экономический смысл», так как оно содержится в ряде нормативных документов, например, в НПА Агентства по финансовому мониторингу, где термин «сделки (операции), не имеющие экономического смысла» используются для квалификации нарушений предпринимательства.

В частности, это «Правила представления сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу», «Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, для лиц, осуществляющих деятельность по выпуску цифровых активов» и т.д.

И раз уж термин применяется для определения нарушений, то таким же образом он должен использоваться и для защиты предпринимателей от избыточных санкций.

В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Ак жол» предлагает полноценно реализовать поручение президента К.Токаева об определении справедливых пределов привлечения бизнеса к уголовной ответственности, в том числе – распространить норму об освобождении предпринимателей от уголовной ответственности за нарушения мер господдержки, если их инвестиционный вклад в экономику в 10 и более раз превышает сумму предъявленных претензий.

Такие нарушения должны рассматриваться в административном порядке, а меры ответственности - ограничиваться возмещением ущерба государству и штрафом.

 

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»