Премьер-министру
Руспублики Казахстан
Масимову К.К.
Уважаемый Карим Кажимканович!
Распоряжением
Премьер-Министра Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 92-р утвержден
Комплекс мер по регулированию продовольственного рынка с применением рыночных
механизмов (далее – Распоряжение).
Цель принятия
данного документа: недопущение спекулятивного и необоснованного роста цен,
сглаживание сезонных колебаний, формирование в регионах стабилизационных фондов
продовольственных товаров (далее - Стабфонд).
В этих целях, на
создание Стабфондов в республиканском бюджете были предусмотрены средства в
размере 17,1 млрд. тенге, а также параллельно усиливаются роль социально-предпринимательских
корпораций (далее - СПК) путем увеличения уставного капитала для
софинансирования проектов и частичного гарантирования рисков субъектов бизнеса.
Соответствующим
государственным органам и организациям поручено привлечь бизнес структуры для
стабилизации цен, принять нормативы субсидирования производства
сельскохозяйственной продукции с учетом специализации регионов и законодательно
закрепить вышеуказанные меры.
Уставной капитал СПК
увеличивается, ссылаясь на необходимость стабилизации цен, и еще дополнительно
выделяются им финансовые средства, а вопрос привлечения субъектов
предпринимательства остается в стороне. Ведь основная цель - стабилизация цен,
а не финансовая поддержка СПК.
Более того,
необоснованна необходимость признания СПК Стабфондом. Мировая практика
показывает, что, не вмешиваясь в деятельность предпринимателей можно добиться
существенной стабилизации. Зачем нужен еще один посредник в лице СПК? Такой
подход не корреспондируется с нормами Закона «О конкуренции» и противоречить Закону
«О частном предпринимательстве» в части ограничения частного
предпринимательства, так как она может иметь место лишь по вопросам, отнесенным
к исключительной компетенции государства.
17,1 млрд. тенге в масштабах республики
небольшие средства, например в крупных мегаполисах тысячи продовольственных
торговых предприятий и мизерная доля павильонов образца 90-х годов,
принадлежащих СПК, в которых цены выше
розничных, не оказывает влияние на продовольственный рынок. По информации
Управления предпринимательства и промышленности Акимата г. Алматы, сегодня цены
на ярмарках, которые проводит СПК «Жетысу» - выше, чем на оптовом рынке
«Алтын-Орда». Цены оптового рынка на 30-40% ниже цен, установленных в городе.
При посещении ярмарки представителями Акимата, продавцы цены снижают, но после
завершения обхода, сразу же их повышают.
На сегодняшний день
Акиматы, заключая меморандумы с предпринимателями, принуждают их реализовать
социально-значимые товары с наценкой не более 10%, а хлебобулочные не более 2%.
Кроме обязанностей предпринимателей в меморандумах нет других норм. Нет норм о
дешевых складах и прилавках. Отсутствие или недостаточное количество складских
помещений СПК; устаревшие холодильные и морозильные оборудования; отсутствие
первичной переборки товаров, поступающих в СПК, которые теряют форму и имеют
неприятный запах; непригодность (испорченность) товара СПК, которая достигает
20%, и многие другие факторы отталкивают предпринимателей сотрудничать с СПК.
Следует отметить, что в Южно-Казахстанской области испорченность товара
исчисляется сотнями тонн.
В основном, СПК
предоставляет складские помещения предпринимателям арендуя у третьих лиц, что
существенно влияет на стоимость. Некоторые СПК построили собственные складские
помещения, потратив на эти цели миллиардные средства, когда сами
предприниматели не могут получить разрешения для строительства складских
помещений.
Если учесть то, что
более половины сезонных товаров, Казахстан закупает из соседних стран,
возникает вопрос: где поддержка отечественных сельскохозяйственных
производителей. Почему один из самых теплых регионов страны не может накормить
своих жителей овощной продукцией? Например, только Жамбылская область, по
данным Департамента таможенного контроля, за первый квартал текущего года
ввезла более 44 тысяч тонн сельхозпродукции из заграницы. Имея такой
мощный сельскохозяйственный потенциал, мы зависим от зарубежных поставок, хотя
для развития сельскохозяйственной отрасли ежегодно выделяются огромные средства
из государственного бюджета страны и привлекаются корпорации в лице СПК.
В этой связи просим
Вас проинформировать, насколько эффективно принимаются меры по регулированию
продовольственного рынка с применением рыночных механизмов в деятельности всех
СПК на территории нашего государства.
О результатах рассмотрения запроса, просим сообщить в письменном виде и в сроки установленные статьей 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
С Уважением,
депутаты фракции «Ак жол
в Мажилисе Парламента Республики Казахстан
Н. Жазылбеков
А. Перуашев
Е. Никитинская
М. Казбекова
А. Рысқали
А. Абильдаев
Сарсенов
А. Туртаев