19
Ноября

19.11.2025

О проблемах функционирования системы платных парковок в городах Алматы и Астаны


Премьер-Министру

О.Бектенову

Казахстан активно внедряет цифровые решения в сфере городского управления, в том числе — в системеплатных парковок.

Этот процесс направлен на повышение удобства и оптимизацию транспортных потоков.

Однако на практике в крупнейших мегаполисах -Алматы и Астане - реализация этой идеи вызывает у граждан справедливые вопросы.

Первоначально платные парковки создавались для снижения загруженности центра города.

Но сегодня они массово устанавливаются даже в спальных районах. Жители вынуждены платить за парковку у собственных домов, под своими окнами.

В результате это становится дополнительным финансовым бременем для тысяч казахстанцев.

Кроме того, в действующей системе отсутствует выбор способа оплаты.

Во многих зонах парковки можно оплатить исключительно через QR-код или мобильное приложение.

Однако бывают ситуации, когда временно не работают приложения, нет стабильного доступа к интернету или временно заблокирована банковская карта.

Единственный выход - оплатить наличными, однако парковочные терминалы, как правило, отсутствуют.

Вместо предоставления альтернативы таким гражданам, система сразу применяет штраф — 4 000 тенге за парковку стоимостью 100 тенге.

Между тем, законодательство прямо предусматривает расчёты как наличными, так и безналичными средствами, следовательно, исключение наличной формы оплаты противоречит правам граждан и принципу доступности.

Напомним, что цифровизация призвана делать жизнь людей удобнее и стирать барьеры, а в данном случае, напротив создаются барьеры и неудобства.

К тому же операторы парковок действуют в неконкурентной среде, где граждане при парковке автомобиля у места работы или своего дома лишены выбораи вынуждены пользоваться услугами конкретного оператора и его системы и способа оплаты.

Наконец, вопрос прозрачности финансовых потоков.Ежегодно в Астане и Алматы через систему платных парковок собираются миллиарды тенге, но данные о распределении этих средств, объёме поступлений в бюджет отсутствуют в публичном доступе. Граждане не видят, чтобы эти средства возвращались в виде благоустройства, или улучшения городской среды.

Если операторы получают право на управлениеобщественным пространством (каким являются и парковки), они обязаны обеспечивать прозрачность перед обществом и уважение к правам граждан.

В прежние годы именно платные парковки были одним из предметов коррупционных скандалов Старого Казахстана.

В этой связи, фракция «Ак жол» считает необходимым закрепить за каждым пользователем два парковочных адреса по льготному тарифу: круглосуточно по меступроживания и в рабочее время по месту работы.

Такой подход – оплата по минимальной цене – был применён АО «КазАвтоЖол» для проезда жителей пригородных сёл  по платным автодорогам именно в связи с их ежедневными поездками на работу в город.

На наш взгляд, аналогичный механизм для оплаты парковок позволит сделать тарифы более справедливыми.

Также считаем необходимым, чтобы каждая парковочная зона была оборудована паркоматами для приёма оплаты любыми средствами, включая наличные, и оснащена камерами видеонаблюдения. Гражданин, оплачивая услугу, должен быть уверен в том, что его автомобиль не просто занимает место, но и находится под наблюдением.

Кроме того, фракция «Ак жол» предлагает раскрыть условия договоров операторов платных парковок с акиматами (включая КГП «Алматы Паркинг» и ТОО «Астана Паркинг»), провести аудит их деятельности.

В случае, если эти договоры являются невыгодными для города, пересмотреть их условия с тем, чтобы главным выгодополучателем был городской бюджет, а не чьи-то персональные карманы.

И обеспечить регулярное публичное раскрытие финансовой отчётности перед маслихатами и прессой.

С уважением,

депутаты фракции «Ақ жол»

О.Нуралдинов

А.Перуашев

Д.Еспаева

К.Иса

Е.Барлыбаев

С.Ерубаев