Министру торговли
и интеграции
Шаккалиеву А.А.
В Демпартию «Ак жол» обращаются представители малого розничного предпринимательства — владельцы магазинов у дома.
По словам предпринимателей, планируемое увеличение перечня социально значимых продовольственных товаров с 19 до 33 позиций при сохранении действующего механизма ценового регулирования создаёт для магазинов у дома риск невозможности дальнейшей деятельности, банкротства и закрытия торговых объектов.
Экономическая модель магазинов у дома принципиально уязвима для административного регулирования. Средняя маржинальность таких магазинов, по отраслевым данным, составляет 2–8% и позволяет покрывать лишь базовые издержки — аренду, заработную плату, логистику и коммунальные услуги.
При этом 14 позиций из предлагаемого расширенного перечня социально значимых продовольственных товаров относятся к скоропортящейся продукции с особыми условиями хранения и минимальными сроками годности, включая овощи и фрукты, что неизбежно ведёт к росту списаний и дополнительным убыткам.
Существенная часть магазинов у дома работает в арендованных помещениях, а коммунальные платежи за последние годы выросли на 40–50%. В условиях предельной торговой надбавки 10–15% и уплаты налога с оборота (до 4%) с учётом всех обязательных расходов фактическая маржа становится отрицательной, что означает работу в убыток. В результате магазины у дома функционируют не как устойчивый бизнес, а как вынужденная семейная самозанятость, зачастую обеспечивая лишь минимальные средства к существованию.
При этом мы понимаем необходимость в текущих условиях обеспечивать доступность продовольственных товаров для населения и сдерживать рост цен. Однако государственная политика в таком случае должна быть выстроена таким образом, чтобы одновременно с поддержкой граждан обеспечивалась поддержка малого и микропредпринимательства, на которое фактически возлагается обязанность по удержанию низких цен.
При действующей модели работы СПК и производителей, ориентированной преимущественно на крупный сетевой ритейл, магазины у дома фактически исключены из системы дешёвого закупа и прямых поставок, однако при этом подпадают под те же административные ценовые ограничения, что делает их экономически невозможными для исполнения.
Следует учитывать и социальный эффект. Магазины у дома, как правило, являются семейным предпринимательством. Один такой магазин в среднем обеспечивает занятость от 3 до 5 человек. Массовое закрытие магазинов у дома приведёт к утрате тысяч рабочих мест, снижению доступности продовольственных товаров и росту социальной напряжённости.
Международный опыт показывает, что задачи продовольственной безопасности и социальной поддержки населения решаются через адресные инструменты, стабилизационные закупки и поддержку производителей и логистики, а не через возложение административного ценового регулирования на малое розничное предпринимательство.
Учитывая позицию Президента, который неоднократно подчёркивал значение малого и среднего бизнеса как фактора обеспечения занятости населения, устойчивого социально-экономического развития регионов, а также необходимость снижения административных барьеров и административной нагрузки, Демократическая партия «Ак жол» просит:
1. Установить, что расширенный перечень социально значимых продовольственных товаров (33 позиции) применяется исключительно к субъектам крупного сетевого ритейла.
2. Освободить магазины у дома от административного регулирования торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары.
3. В случае сохранения регулирования — обеспечить магазинам у дома через СПК доступ к дешёвому закупу социально значимых товаров, включая централизованные поставки и прямую работу с отечественными производителями без посредников.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»
О. Нуралдинов А. Перуашев Д. Еспаева К. Иса Е. Барлыбаев С. Ерубаев