Замнестителю Премьер-Министра,
министру финансов РК
Е.Жамаубаеву
Недавно
Правительством было объявлено о Новой регуляторной политике, благодаря которой
90% из 10 тысяч норм, предъявляющих избыточные требования и препятствующие
развитию бизнеса, уже исключены, остальные 10% было обещано исключить до конца
года.
Также сообщалось, что с 1.01.2024г будет запущена автоматизированная система управления рисками как важный инструмент ограничения давления контролирующих органов на бизнес, что позволит назначать бесконтактные проверки, в связи с чем количество плановых проверок должно сократиться в 2 раза и соответственно в разы должны уменьшиться налагаемые штрафы. Это конечно супер.
Однако возникает
резонный вопрос: как правительству удалось достичь таких результатов, не
инициируя соответствующих изменений в законодательстве? И насколько это
возможно при нынешних законах?
Так, согласно ст.145
Налогового кодекса РК существует 2 вида налоговых проверок:
1) периодические
налоговые проверки на основе оценки степени риска;
2) внеплановые
налоговые проверки.
Периодические
налоговые проверки назначаются на основе оценки степени риска по результатам
анализа налоговой отчетности, а также сведений, полученных из различных
источников информации о деятельности налогоплательщика, что является основанием
включения его в полугодовой график проведения проверок.
Т.е. предприниматель подлежит проверке, если исходя из существующей системы управления рисками (СУР) ему присвоена высокая степень риска.
Однако уже
сейчас предприниматели жалуются, что по непонятным причинам они стали получать
уведомления о присвоении им высокой степени риска.
Это значит, что
по окончании моратория, т.е. буквально через несколько дней они все попадут в
график проведения проверок, поэтому планы правительства по снижению давления на
бизнес пока, к сожалению, расходятся с действующим законодательством.
При этом, предприниматель
не знает по каким критериям его относят к высокой степени риска, поскольку
согласно ст.137 НК критерии СУР определяются налоговым органом и являются в
основном конфиденциальной информацией.
Мы считаем, что
бизнес должен знать: по каким основаниям он попал под проверку для того, чтобы
правильно вести свою деятельность и не подвергаться им.
Данный принцип
уже давно заложен в налоговом законодательстве развитых стран, где основным
методом налогового администрирования является консультирование. Даже в России
критерии СУР открыты, их всего 12, и они прописаны в кодексе.
У нас - только открытых критериев более 30 и
неизвестно сколько закрытых. Конфиденциальность критериев СУР не дает
возможность бизнесу проводить самостоятельную оценку рисков своей
финансово-хозяйственной деятельности и правильно выполнять свои налоговые
обязательства, а также создает огромные коррупционные риски.
Конфиденциальность
критериев СУР на наш взгляд противоречит
принципу определенности налогообложения, провозглашенному в ст 6 НК РК,
согласно которой в налоговом
законодательстве должны быть четко установлены все основания и порядок
возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства, т.е.
налогоплательщик вправе знать по каким
основаниям к нему зашли на проверку, какие требования налогового
законодательства он не выполнил и что послужило основанием отнесения его к
высокой степени риска.
Также конфиденциальность критериев СУР не соответствует принципу гласности, установленному ст. 10 НК РК, согласно которой все нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному официальному опубликованию.
Основным
направлением налоговой политики должно стать сокращение налоговых проверок и
переход к превентивным мерам налогового администрирования, о чем партия «Ак
жол» ни раз обращалась в своих депутатских запросах.
Многие запросы
фракции «Ак жол» в области налогообложения, такие как об отмене права налоговых
органов подавать иски о признании сделок недействительными, о пилотных
проектах, об изменениях в налоговом администрировании, не нашли поддержку и
были отложены до рассмотрения Нового налогового кодекса.
Однако о Новом налоговом кодексе мы говорим уже третий год, но Правительством пока не представлен даже его проект.
Поэтому
депутатская фракция ДПК «Ак жол» считает необходимым, не дожидаясь принятия
нового Налогового кодекса отменить конфиденциальность критериев СУР,
предусмотренную ст.137 НК РК.
Критерии СУР должны быть разработаны открыто, с участием бизнеса и внесены непосредственно в Налоговый кодекс. Учитывая репрессивный характер нашего налогового законодательства и высокий уровень коррупции в этой сфере необходимо отходить от тотальных проверок и проверять бизнес только в исключительных случаях.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
А.Перуашев
Д.Еспаева
К.Иса
Е.Барлыбаев
А.Садыков
Е.Бейсенбаев