27
Май

27.05.2020

Партия «Ак жол» требует закрыть доступ на госзакупки РК конкурентам из ЕАЭС

Премьер-Министру РК

Мамину А.У.

В 2015 году в Закон РК «О государственных закупках» было введено понятие национального режима, предусматривающего допуск иностранного бизнеса стран ЕАЭС к участию в государственных закупках на равных условиях с казахстанскими предпринимателями.

Однако, пандемия коронавируса оказала катастрофическое влияние на мировую экономику, в том числе и нашей страны. Несмотря на то что Правительство принимает меры по восстановлению экономического роста, поддержка отечественного бизнеса приобретает особую актуальность. Сегодня казахстанский бизнес нуждается в особом государственном внимании и защите.

В том же 2015 году было закреплено право Правительства устанавливать в исключительных случаях изъятие из национального режима на срок не более двух лет.

В 2018 году в указанном Законе произведена конкретизация «исключительных случаев» и определено что изъятие осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей.

Демократическая партия «Ак жол», выражая позицию национального бизнеса, заявляет, что такой «исключительный случай» настал.

Фактически это отметил и Глава государства, Президент К.Токаев в своем выступлении на завершающем заседании Госкомиссии по ЧП, говоря о необходимости приоритета национальных интересов в сфере государственных закупок и закупок квазигоссектора.

Необходимо отметить, что, объемы госзакупок и рынка квазигоссектора и недропользователей составляют около 14 трлн.тг!

Для тысяч отечественных предпринимателей этот гигантский рынок мог бы стать в нынешних кризисных условиях реальным «спасательным кругом», если его развернуть лицом к национальным интересам.

А дальнейшее затягивание с ведением защитных мер для отечественного бизнеса в этой сфере, напротив, лишает казахстанские предприятия столь необходимой поддержки.

Составной частью данной работы должны стать и переговоры с крупными иностранными недропользователями, на которых приходится большая часть этого рынка. Парадоксально, но вместе с тем показательно, что в сырьевых регионах доля МСБ в среднем в 2 раза ниже общереспубликанского уровня. Это говорит о том, что абсолютную массу выручки, заработанной на эксплуатации природных ресурсов Казахстана, иностранные инвесторы тратят за рубежом, в том числе, закупая товары и материалы, имеющиеся в нашей стране.

Между тем, именно на этих потенциальных заказчиков должны ориентироваться прорывные проекты обрабатывающей индустрии, для доступного финансирования которых Президент предложил Фонд развития промышленности. По нашему убеждению, именно сырьевые гиганты, добывающие казахстанские природные ресурсы, должны стать первоочередными и долгосрочными потребителями проектов этого Фонда, в том числе по принципу оффтейк-контрактов.

В этой связи депутатская фракция «Ак жол», исходя из политики национального протекционизма, считает необходимым, на период посткризисного восстановления экономики:

1) рассмотреть возможность исключения из национального режима госзакупок иностранных поставщиков, в том числе и из стран ЕАЭС;

2) обязать субъекты квазигосударственного сектора и крупных иностранных недропользователей отдавать приоритет отечественной продукции.

Считаем необходимым отметить, что практически все страны в нынешней ситуации принимают аналогичные решения.

И Казахстан, накануне тридцатилетия Независимости, вправе ставить такие требования и рассчитывать на уважение иностранных партнёров к своим национальным интересам.

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»

Ответ: