Заместителю Премьер-Министра РК
Р. Скляру
Основанием для нашего депутатского запроса послужили поступающие в нашу партию обращения касательно дефицита автогазового топлива и резкий рост цен на него. Газ, который до этого стоил 50-60 тенге, за последнее время выросдо 120-150 тенге.
Даже в Атырау, где недра заполнены нефтью и газом, цены на газ выросли за ночь с 95 до 110 тенге. Среди народа бытует мнение о том, что владельцы газа делают это искусственно.
В октябре текущего года мы стали свидетелями дефицита и роста цен на дизельное топливо. В регионах в связи с этой ситуацией водители даже вышли на забастовку.
По этому вопросу 6 октября т.г. фракция «Ак жол» направляла в адрес министра энергетикидепутатский запрос с предложением (как одного из путей решения проблемы дефицита бензина и дизеля) оказать всемерную поддержку малым нефтеперерабатывающим предприятиям, а также провести проверку на предмет коррупции. Прошло больше месяца, но ответа на этот запрос мы до сих пор не получили.
Тогда в министерстве заявили, что цены на дизельное топливо регулируются законами рынка и в скором времени они снизятся. Однако, ситуация не улучшается. Мы считаем, что утеря контроля над стоимостью дизельного топлива, котораянапрямую влияет на экономику страны и потребительские цены, является безответственным и негосударственным подходом.
В конце октября мы столкнулись с дефицитом авиакеросина. С помощью министерства энергетики соседней страны вопрос с дизельным топливом и керосином временно был решен. Ноздесь необходимо обратить внимание именно на слово «временно»!
Накануне Глава государства Касым-ЖомартТокаев подверг жесткой критике работу Правительства по обеспечению нефтепродуктами, особо подчеркнув, что дефицит дизельного топлива создан искусственно.
Еще в 2017 году Елбасы отмечал, что наряду смодернизацией трех действующих нефтеперерабатывающих заводов, необходимо построить четвертый завод. Однако министерствоубеждало о ненужности нового завода. Всложившейся сегодняшней ситуации данное утверждение является сомнительным в плане эффективности для экономики страны.
Два триллиона тенге потрачено на модернизацию Атырауского, Павлодарского и Шымкентского НПЗ. Чем же объясняется то, что эти заводы продолжают ежегодно останавливаться на ремонт?
Но ответ Министерства всегда готов: если в дефиците дизельного топлива виноваты большегрузы соседних стран, то нехватка автогазаобъясняется увеличением количества автомобилей на газе.
Имеет место дефицит еще одного основного нашего подземного богатства – угля. Более того, цена на него тоже слишком высокая.
Здесь также наблюдается бессовестная спекуляция!
Например, при цене угля на месторождении «Шубарколь» в 5 800 тенге за тонну, конечная цена для потребителя вырастает до 16 тысяч.
В случае подтверждения создания искусственного дефицита и фактов ценового сговора, правоохранительные органы также не должны оставаться в стороне.
Как отметил Глава государства, подорожание горюче-смазочных материалов приведет к росту цен как транспортных компаний, так и товаровповседневного спроса.
Государство в период кризиса приняло в практику правило требовать от добросовестных предпринимателей не завышать цены. Считаем, что в сложившейся ситуации и предприниматели вправе требовать от государства регулирования цен на нефтепродукты и уголь.
В связи с вышеизложенным, просим рассмотреть возможность реализации предложений фракции «Ак жол».
Мы считаем, что подземные богатства страны должны служить не только интересам определенного круга лиц, а в первую очередь -внутренней экономике в достаточном объеме и по доступным ценам для представителей бизнеса и населения.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»