Вице-Премьеру РК
М.Нуртлеу
Генеральному прокурору
Б.Асылову
На вчерашнем заседании правительства, президент К.Токаев отметил, что сегодня в мире идёт огромная борьба за инвестиции. В этой связи, он поручил – цитирую:
«Правительству и акимам следует значительно активизировать работу по привлечению инвестиций.
Всю экономическую политику мы должны подчинить диверсификации экономики, индустриализации и привлечению инвестиций…
Налоговые льготы следует переориентировать в основном на привлечение инвестиций в производство с высокой добавленной стоимостью и стимулирование технологичного экспорта» - цитата окончена.
Демократическая партия «Ак жол» разделяет обеспокоенность главы государства указанными вопросами. Сегодня Казахстан попал в замкнутый круг «слайдовой экономики» и де-индустриализации, когда вместо работающих заводов обществу показывают красивые презентации. А стране нужны реальные производства и поднимающие их люди.
В этой связи, мы вновь предлагаем рассмотреть ряд вопросов, неоднократно поднимавшихся фракцией «Ак жол» ранее и способных придать привлечению инвестиций необходимый импульс.
Так, в 2015 г. бизнес добился включения в Предпринимательский кодекс такого вида поддержки, как «инвестиционная субсидия» - в виде возврата инвестору до 30% вложенных средств при выходе предприятия на проектную мощность и сумме инвестиций более 30 млн.долл.(5 млн.МРП).
Даже несмотря на столь жёсткие требования, ряд предприятий выполнил эти условия, но вместо исполнения законных обязательств, госорганы сначала отвечали отписками, а затем и вовсе отменили эту норму, как затратную. По просьбе обманутых инвесторов, фракция «Ак жол» в 2017-18 годах направила ряд запросов правительству с требованиями выполнить норму закона, но безуспешно.
Между тем данный инструмент успешно используется и служит фактором привлечения инвестиций в международной практике.
Фракция «Ак жол» предлагает вернуть инвестиционные субсидии, но для избежания потерь бюджета (против чего возражало правительство), производить возврат 30% инвестиций не траншами из бюджета, а методом зачёта по налогам и иным обязательствам бизнеса.
При этом не возникает никаких «выпадающих» доходов бюджета, т.к. данных инвестиций сегодня нет в природе. А указанная преференция станет реальным стимулом для их появления и привлечения новых производств, новых технологий и рабочих мест.
Кроме того, мы полностью разделяем позицию президента о приоритетной поддержке среднего бизнеса, как более гибкого сегмента производственного сектора. Поэтому предлагаем распространить данную норму и на средний бизнес, для чего понизить порог инвестиций для инвестсубсидии до 3 млн.долл (400 тыс МРП).
Далее. В международной практике к числу эффективных преференций относится также освобождение от налога прибыли, направляемой на реинвестиции (расширение, модернизацию) в производство.
В 2021 г. правительство ввело такую преференцию в Налоговом кодексе, но только для предприятий, «реализующих инвестиционный приоритетный проект», где обязательным условием являются инвестиции более 15 млн.долл (2 млн МРП). Поэтому за всё время такие инвестконтракты заключили считанные единицы.
Между тем, экономике нужны не единичные гиганты, а массовая индустриализация, которая невозможна без среднего бизнеса. Более того, стимулирование инвестиций (а значит, и наращивание основных средств компаний) может стать реальным инструментом поэтапного «выращивания» среднего бизнеса в крупные компании.
В этих целях фракция «Ак жол» предлагает распространить норму об освобождении от КПН прибыли, реинвестируемой в основные средства (здания, сооружения, оборудование) в том числе и на средний бизнес, для чего понизить её порог до 3 млн.долл (400 тыс МРП).
Такое решение позволит вывести из тени реальные обороты, и вместо дробления бизнеса (в целях оптимизации налогов) - направить их на технологическое развитие и расширение материально-технической базы предприятий.
Эти и другие предложения в поддержку инвестиций наша фракция вносит постоянно, но также постоянно сталкивалась с непониманием правительства.
Отдельным вопросом стоят отношения с госорганами, которые являются важнейшим условием доверия инвесторов.
К сожалению, в спорах инвесторов с госорганами, суды нередко выносят решения руководствуясь не законом, а «интересами бюджета». Этим массово пользуются должностные лица контролирующих органов, выдумывая несуществующие нарушения, будучи уверенными, что ссылка на «государственные интересы» перевесит любые аргументы бизнеса.
На этой почве получили широкое распространение доначисления налогов и целенаправленное доведение успешных предприятий до банкротства; рейдерские захваты бизнеса, да и просто сведение счетов.
Почта демпартии «Ак жол» переполнена такими примерами, некоторые мы приводим в приложении*. А в открытых источниках встречаются сообщения, как акимы требовали от инвесторов долю в бизнесе и т.д.
Не случайно президент К.Токаев вчера поручил также закрепить сотрудников прокуратуры за каждым значимым инвестпроектом.
Суды и госорганы должны давно уже понять, что защита инвестора – не менее важная государственная задача, чем сбор налогов или «честь мундира» чиновника.
Убедительно просим генеральную прокуратуру вмешаться и защитить законные интересы инвесторов, а также привлечь к ответственности чиновников, целенаправленно уничтожающих успешные инвестпроекты.
Только в таком случае их пример станет сигналом другим о недопустимости давления на бизнес и инвестклимат в нашей стране.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»
*обращения инвесторов в приложении.