Заместителю Премьер-министра РК
Скляру Р.В.
Генеральному прокурору РК
Партия
«Ак жол» неоднократно поднимала вопросы состояния окружающей среды как одного
из главных критериев качества жизни наших граждан. В ответе на депзапрос
фракции от 13 апреля т.г. Правительство и Генпрокуратура сообщили о точечных
мерах, среди которых: наложение административных санкций, ликвидация некоторых
стихийных свалок и планы строительства отдельных полигонов и
мусоросортировочных линий.
Однако
есть информация, из-за которой данная проблема поражает своей масштабностью.
На территории Казахстана имеется 3005 полигонов, из них
лишь 635 или
21% соответствуют экологическим и
санитарным нормам. Правительство информирует, что в трёх регионах страны доля
полигонов, соответствующих экологическим и санитарным нормам меньше 4%: в Павлодарской
– 4 (1,25% от общего количества полигонов), ЗКО – 2 (1,36%), и СКО – 16
полигонов (3,51 %). Неужели акиматы и министерство экологии ждут, пока каждый
из них первым начнёт решать проблему отходов в этих регионах? Избиратели
постоянно жалуются в нашу партию на наплевательское отношение к проблеме
полигонов и стихийных свалок.
В
Концепции по переходу Казахстана к «зеленой экономике», утвержденной еще в 2013
году, предусмотрены доведение доли переработки отходов до 40% к 2030 году, до
50% к 2050 году, обеспечение 100% населения страны вывозом мусора к 2030 году,
приведение 95% полигонов твердых бытовых отходов в соответствие с
экологическими и санитарными требованиями. Уже сейчас можно сказать, что если
оставить всё как есть - страна не достигнет заявленных показателей.
Проблемным
для всех регионов остается вопрос сортировки и переработки отходов. Сбор и
вывоз ТБО организован лишь в городах и отдельных райцентрах. Значит в сельских
округах по всей стране полностью отсутствует какой-либо организованный сбор и
вывоз ТБО, что является причиной образования стихийных свалок практически во
всех селах страны, а ведь там живёт 40% наших граждан.
Непринятие системных мер в отношении
отходов порождает накопление новых проблем. В частности, по данным Авиационной
администрации Казахстана, в текущем году в зоне ответственности аэропортов зарегистрировано
46 случаев столкновения самолетов с птицами. Самая неблагоприятная
орнитологическая обстановка наблюдается в аэропорту Алматы, где произошло 23
инцидента или половина всех случаев. По информации в СМИ, основная причина
такой ситуации – это наличие большого числа полигонов и несанкционированных
свалок вблизи аэропорта Алматы, таких насчитали, как минимум, 5.
Постановлением Правительства от 12 мая 2011 года устанавливается запрет на размещение на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома места выброса пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц, хотя в статье 350 Экологического кодекса такой нормы нет. 15 км было установлено более 10 лет назад. Насколько это расстояние является адекватным той угрозе, которая может привести к плачевным последствиям, и выполняется ли хотя бы это требование?
На
основании вышеизложенного, депутатская фракция «Ак жол» считает необходимым:
1. Провести проверку санкционированного размещения мест
захоронения отходов в районе всех аэропортов нашей страны, особенно аэропорта
Алматы. В случае обнаружения несанкционированных – ликвидировать.
2. Провести проверку исполнения требований Правил выдачи
разрешений на осуществление деятельности полигонов ТБО и иной деятельности,
которая может представлять угрозу безопасности полетов, то есть минимум 15 км
дальности.
3. Провести анализ на предмет достаточности расстояния от
контрольной точки аэродрома до объектов, отличающихся привлечением и массовым
скоплением птиц, и рассмотреть необходимость увеличения такого расстояния.
4. Представить конкретный план действий по преодолению сложившейся
ситуации со всеми видами отходов, в том числе – по приведению полигонов ТБО в
соответствие всем экологическим и санитарным нормам.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»