Премьер-Министру
Республики Казахстан
О.Бектенову
В ходе
ликвидации катастрофических последствий паводков, государство заявило об
оказании помощи всем пострадавшим семьям и хозяйствам. По оценкам экспертов,
речь идёт о суммах от полумиллиарда долларов и более.
И хотя бизнес
сегодня оказывает максимальную помощь регионам, понятно, что основная нагрузка
ляжет и уже ложится на бюджет.
В этой связи крайне обостряется вопрос расширения источников пополнения бюджета.
Фракция «Ак жол»
считает необходимым напомнить об одном из таких источников.
В 2015 году
вступил в силу Договор о создании Евразийского экономического союза. В рамках
указанного договора поступающие таможенные платежи от внешнеторговой
деятельности государств-членов были перераспределены по следующей пропорции: Армения
– 1,22%; Беларусь – 4,86%; Казахстан – 7,25%; Российская Федерация – 86,97%.
Предполагалось, что единое таможенное пространство откроет новые возможности для экономической модернизации, производственной кооперации и повышения конкурентоспособности государств-членов ЕАЭС.
Позднее, в 2020
г. при принятии в союз Кыргызстана и выделении его доли 1,9%, - произошло
равное уменьшение доли Казахстана и России по 1,5%, тогда как доли Белоруссии и
Армении остались неизменными. При ратификации этого дополнения, фракция «Ак
жол» выражала своё несогласие.
Считаем, что правильнее было пропорционально уменьшить доли каждого государства, и тогда по примерной оценке, доля Казахстана уменьшилась бы не на 1,5% а на 0,5%. Ведь речь идёт о сотнях миллионов и миллиардах для бюджета.
Сегодня
диспропорция в распределении таможенных платежей ЕАЭС становится ещё более
очевидной и требует пересмотра.
Так, на фоне
торговых и экономических санкций последние два года наблюдается значительное
сокращение внешнеэкономических оборотов России и Белоруссии, тогда как у других
членов и прежде всего Казахстана - напротив, отмечается значительный рост.
К примеру, если
в 2020 году внешний товарооборот Казахстана составлял 86,4 млрд. долларов США,
то с 2022 года резко вырос, достигнув в 2023 году 140 млрд. долларов, т.е.
вырос сразу на 40%.
В России за тот
же период внешнеторговый оборот снизился на 16 процентов.
Несмотря на указанные показатели, Российская Федерация по-прежнему продолжает получать свои 85 процентов, а Казахстан – 6,95%.
В этой связи, в
июне 2022 году, Демпартия «Ак жол» направила депутатский запрос Правительству о
необходимости пересчёта поступления таможенных платежей и увеличения доли
Казахстана.
Тогда прежнее
Правительство посчитало такие переговоры преждевременными.
Однако жизнь показала, что данная тенденция носит не кратковременный, а продолжительный характер, и может продлиться ещё неопределённое время. Поэтому мы считаем сохранение прежнего порядка распределения доходов от таможенных платежей – несправедливым для нашей страны и не соответствующим её реальному вкладу в общую «копилку» ЕАЭС. Тем более, когда страна остро нуждается как в преодолении природного катаклизма, так и в дальнейшем развитии экономики.
Как известно,
президент Касым-Жомарт Токаев проводит крайне взвешенную и зрелую
внешнеполитическую линию, неоднократно озвучивая суверенную позицию Республики
по сложным международным вопросам.
В то же время, глава государства постоянно подчёркивает последовательность нашей страны в интеграционных соглашениях, включая членство в ЕЭАС.
В этих условиях фракция Демпартии «Ак жол» предлагает Правительству инициировать перед партнерами по ЕАЭС вопрос о пересмотре и увеличении доли Казахстана в распределении доходов от внешнеэкономической деятельности Союза.
С уважением,
Депутаты фракции
ДПК «Ак жол»
Е.Барлыбаев
А.Перуашев
Д.Еспаева
К.Иса
А.Садыков
Е.Бейсенбаев