26
Август

Разбор полетов: «Эйр Астана» и не в курсе проблем? - Газета 'Казак yнi '

Пресс-службе «Эйр Астаны», прежде чем удивляться заявлениям депутатов, следовало бы изучить и выступления своего руководства - так прокомментировал Азат Перуашев появившееся в Интернете заявление пресс-службы «Эйр Астаны» о том, что их «удивила» его позиция касательно обучения пилотов. В данном заявлении авиакомпания выражает несогласие с мнением депутата о том, что «национальный перевозчик вполне мог бы позволить себе подготовку личного состава за свой счёт», и подробно рассказывает, каким образом она готовит пилотов для своих самолётов.
Между тем, как пояснил А.Перуашев, речь идёт о дискуссии, состоявшейся в министерстве транспорта и коммуникаций РК 25 июля т.г. с участием Комитета гражданской авиации, Академии гражданской авиации. Казахстанской ассоциации малой авиации и самой авиакомпании «Эйр Астана», которую представлял вице-президент Мергади Альжанов.
- То, что «Эйр Астана» самостоятельно готовит пилотов, мне хорошо известно. Более того, один из моих воспитанников, которых я поддерживал, начиная с клуба парапланеристов, после окончания Академии гражданской авиации и работы в малой авиации, по направлению «Эйр Астаны» успешно прошёл обучение в Ирландии и США и получил международную лицензию пилота Боинга. Это лишний раз подчёркивает, что компания активно вовлекает казахстанских граждан в общемировые процессы на самом современном уровне, о чём мы прекрасно знаем. Но устраивать из этого «ликбез» или нравоучения тоже не следует, поскольку это нормальная практика и социальная ответственность любой крупной международной компании по отношению к стране пребывания, - отметил Азат Перуашев.
В то же время, он пояснил, что пресс-служба «Эйр Астаны», возможно в целях саморекламы, выдергивает данные факты из контекста состоявшейся дискуссии.
- На указанном совещании у министра транспорта обсуждалась та проблема, что по прямому письменному указанию Комитета гражданской авиации с нынешнего учебного года Академия гражданской авиации отказалась проводить лётную практику курсантов в Казахстане, передав этот заказ и сотни тысяч евро малоизвестной прибалтийской школе. Между тем, по данным КАМА, технический парк этой школы составляют устаревшие самолёты Cessna 150 и Piper, выпуск которых прекращен более 30 лет назад, тогда как алматинский учебный лётный центр «Тянь-Шань» только в прошлом году закупил современные итальянские учебно-тренировочные самолёты, на которых тогда же прошли обучение более 70 курсантов академии. Но в этом году центр, выражаясь простым языком, «кинули».
Однако, как отметил Владимир Анцупов, гендиректор центра «Тянь-Шань» «из 88 курсантов 3 и 4 курсов в Литву отправлены только 24, и даже из них часть не приступила к полётам. Дата отправки оставшихся 64 курсантов не определена—налицо срыв лётной подготовки этого года. Если курсанты не пройдут практического обучения, то непонятно, какие это будут пилоты».
В ходе этой дискуссии выявилась та проблема, что с нынешнего года Академия переориентирована на подготовку пилотов по стандартам ИКАО, то есть для авиакомпаний, осуществляющих международные пассажирские перевозки, к которым относится и «Эйр Астана». Вступив в эту полемику, вице-президент «Эйр Астаны» М.Альжанов также заявил о нехватке казахстанских пилотов и необходимости расширения их подготовки на базе Академии гражданской авиации.
Однако при таком подходе за бортом обучения остаются кадры для малой авиации, включая сельскохозяйственную, санитарную, туристическую, почтовую и т.д., роль которой для Казахстана с его территорией и современным качеством дорог явно недооценивается госорганами. Помимо прочего, малая авиация - это ещё и малый и средний бизнес, о поддержке которого постоянно говорит Глава государства, причём бизнес технологичный. Руководитель компании «Арай» Даурен Валиев» в частности, привёл такие данные, что обработка полей сельхозавиацией заменяет работу 10 единиц наземной сельхозтехники. При этом наземная техника губит до 10% посевов.
- И КАО регламентирует требования к международным пассажирским перевозкам, где речь идет о больших многомоторных типах самолётов, свободном владении техническим английским, знании особенностей крупных пассажирских аэропортов в Европе, США, Азии и т.д.
А, например, сельхозавиация работает на одномоторных самолётах, для неё английский язык и европейские аэропорты особо не нужны. Мы же, выбраковывая курсантов из села, не владеющих английским языком, лишаем мальчишек возможности набраться опыта и расти дальше. — подчеркнул в этой связи А. Перуашев, добавив, что по его мнению, надо наоборот, дать такой шанс молодёжи, поэтапно выращивая пилотов.
- В любом случае, перспективные пилоты будут стремиться расти дальше, это же здоровые профессиональные амбиции. Пусть большая авиация выбирает из уже состоявшихся молодых пилотов и обучает их дальше уже на уровне требований ИКАО, - считает депутат.
Поэтому он предложил Академии не отказываться от полготовки пилотов малой авиации, а ввести раздельную специализацию для большой и малой авиации, либо» что ещё более перспективно, поэтапный формат обучения. Что же касается корпоративных интересов больших авиакомпаний, то у них, включая ту же «Эйр Астану», есть собственные возможности готовить пилотов самостоятельно, не дожидаясь государства, как и было до прошлого года, - отметил он.
Примечательно, что такой подход нашёл понимание и у министра транспорта Жениса Касымбека, и у проректора Академии гражданской авиации Даулета Дуйсенгалиева. Для предметного продолжения темы министр транспорта предложил в течение недели организовать совместное совещание уже и с министерством образования.
Поэтому вопрос здесь не в претензиях к «Эйр Астане», а в поддержке малой авиации, которая без помощи государства постепенно вымирает. И попытка пресс-службы «Эйр Астаны» выдернуть слова депутата из контекста дискуссии выглядит по меньшей мере некорректно.
Что же касается озвученного А.Перуашевым 40%-ного превышения цен на билеты «Эйр Астаны» по сравнению с российскими авиаперевозчиками при полётах на аналогичные расстояния, то это общеизвестный факт, озвученный на недавнем заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию в Мажилисе Парламента РК.
           Источник Казак yнi (Алматы), № 30 (639)-31 (640), 12.08.2014