09
Апрель

Позиция фракции «Ак жол» по проекту Налогового кодекса (Выступление на пленарном заседании Мажилиса)

Демпартия «Ак жол», представляя интересы промышленности и предпринимателей, выступает конструктивным оппонентом Правительства в дискуссии по Налоговому кодексу весь период его обсуждения.

Тем не менее, есть вопросы, по которым нужно принимать непопулярные, но важные решения в государственных интересах.

● Так, фракция «Ак жол» приветствует сокращение необоснованных льгот, создающих неконкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.

Более того: мы направили предложения в данный законопроект об увеличении налогов на сверхприбыльные отрасли – банки, крупные добывающие компании, игровой бизнес. Причём, здесь целесообразны изменения по обоим направлениям: как через сокращение возврата НДС за экспорт сырья, так и через увеличение корпоративного подоходного налога, который не влияет на цену для потребителя.

● Кроме того, фракция «Ак жол» регулярно ставит вопросы о налогах с импорта и противодействии контрабанде (например, в депутатских запросах от 26 февраля, 26 марта и 2 апреля т.г.).

● Мы также признательны Главе государства за введение дифференцированных налоговых ставок, от которых Правительство упорно отказывалось в предыдущие годы.

Дело в том, что у налогов есть не только фискальная функция, но и стимулирующая - через пониженные ставки. И тогда бизнес сам пойдёт туда, где его меньше «обдирают» и куда направляет государство.

● В этом плане фракция «Ак жол» поддерживает позицию Правительства о пониженной ставке 10% по КПН для обрабатывающей промышленности, против которой вчера выступили коллеги из другой фракции. Без этого невозможно привлечь достаточные инвестиции в нефтегазовое, горнометаллургическое, энергетическое машиностроение, лёгкую и пищевую промышленность, производство строительной и дорожной техники, ирригационных систем и т.д. Мы готовы отстаивать эту норму даже вопреки ее сдаче правительством. 

● А вот дальше начинаются наши противоречия с самим Правительством.

Те товары и услуги, которые влияют на социальное самочувствие общества – должны иметь нулевую нагрузку. Это продукты питания, одежда и обувь, детские товары, лекарства и медицинские услуги, коммунальные платежи и строительство социального жилья.

Например, медицинские услуги оплачиваются из фонда ОСМС, который формируется с фонда оплаты труда и зарплаты граждан, с которой уже удержан подоходный налог.

И повторно вводить налог на эти средства – это двойное налогообложение.

В целом, НДС платит потребитель, а сегодня более 50% доходов казахстанцы тратят только на питание.

Добавьте сюда инфляцию, рост тарифов и те 10% НДС, которое хочет ввести правительство – и у людей не останется средств ни на что больше.

И так многие не дотягивают от зарплаты до зарплаты, попадают в долги и не могут их оплатить.

Т.о, для социально-значимых товаров и услуг нужна нулевая ставка НДС.

● Для другой группы налогообложения – приоритетных секторов, которые определяют технологический уровень нашей экономики, формируют перспективы дальнейшего развития страны – ставка НДС также должна быть дифференцированной. Это машиностроение, приборостроение, IT-технологии, финтех, промышленное строительство. По опыту Евросоюза, НДС для таких отраслей обычно составляет треть от общеустановленной.

Мы предлагаем хотя бы половину от общей ставки – т.е. 8%.

● Далее. Фракция «Ак жол» сразу же после заявления Правительства о снижении порога НДС до 15 млн тг/год, заявила о недопустимости такого шага. Мы внесли предложение о сохранении порога НДС на уровне 78 млн тг/год (20 тыс. МРП), которое ещё 6 марта рабочая группа направила на заключение Правительства.

Дело в том, что при обороте в 15 млн тг/год и рентабельности 10-15%, чистая прибыль бизнеса составит 150-200 тыс.тг в месяц на весь трудовой коллектив. И если там работает хотя бы 3-5 человек, то их зарплата упадёт до 50-70 тыс. тг, т.е. ниже черты бедности (35% от медианной зарплаты). Это создаст риски закрытия бизнеса или ухода в тень.

А для того, чтобы доходы бизнеса позволяли выживать хотя бы 3 (троим) занятым, его годовой оборот должен составлять не менее 6-7 млн\мес, или около 80 млн тг\год.

Фракция «Ак жол» будет настаивать на этом подходе.

Как видите, заявленный сейчас Правительством компромисс в 40 млн проблему не решает.

Кроме того, уважаемый г-н Жумангарин сейчас сказал, что потери бюджета при пороге 40 млн составят 400 млрд тг., но это тоже неправда.

Потери составят не более 100 млрд, причем нужно иметь в виду, что это нагрузка не на олигархов, а на малый бизнес, который работает на пределе возможностей.

● Другая проблема - введение НДС по сделкам с юрлицами (B&B) для упрощённого режима - повлечёт необходимость раздельного учёта и содержания дополнительной бухгалтерии, что для большинства малого бизнеса неподъемно и приведет к ошибкам и систематическим вымогательствам налоговиков.

Считаем это требование излишним, и дискредитирующим саму идею упрощенного налогообложения.

● Мы также предлагаем не спешить с введением новой ставки НДС.

Да, согласно ст.15 Конституционного закона «О парламенте и статусе его депутатов», предложения, касающиеся государственных доходов и расходов, могут рассматриваться только при наличии положительного заключения Правительства.

Ясно, что направленная нами позиция по другой ставке НДС заведомо будет отклонена.

Тем не менее, В экономической науке хорошо известна «кривая Лаффера», показывающая, что чрезмерное увеличение налогов может дать обратный эффект и сократить доходы в бюджет.

Поэтому фракция «Ак жол» внесла предложение о поэтапном введении нового НДС, постепенно увеличивая его по 1% в год, чтобы смягчить адаптацию бизнеса. А в случае выявления дисбаланса и сокращения поступлений – можно было безболезненно сделать шаг назад.

Всего фракция «Ак жол» направила около 100 предложений в Кодекс, включая вопросы налогового администрирования, фиктивных сделок и дробления бизнеса, непрозрачности и коварства «пилотных проектов» и т.д. 

Все свои позиции фракция «Ак жол» будет отстаивать в ходе дальнейшей работы над проектом.

Считаем нужным совмещать изменения налогов с параллельным ужесточением бюджетных процессов, противодействием коррупции, сокращением неэффективных затрат госорганов и квазигоссектора, полноценным налогообложением олигархов и «приближённых» структур.

Весь мир сокращает расходы бюджета, прежде всего на содержание госаппарата. Даже США закрыли агентство ЮСАИД, которое десятилетиями проводило американскую политику.

В Великобритании на днях объявили о закрытии 300 агентств при правительстве и о сокращении тысяч их сотрудников.

Сколько ведомств или дочерний организаций при министерствах, акиматах или нацкомпаниях закрыло наше правительство? Ни одного. Сколько чиновников сократило из тех 25%, которые требовал Президент? Ни одного.

А в мире уже готовятся к новому глобальному кризису, который судя по всему, для наших чиновников, как и каждая весна, опять придёт неожиданно.

Поэтому фракция «Ак жол» считает, что без решения перечисленных выше вопросов, предложенная налоговая модель является несбалансированной и будет неэффективна.

Благодарю за внимание.