Премьер-Министру
РК
Бектенову
О. А.
В демпартию «Ак жол» поступают обращения
от региональных предпринимателей относительно нарушений принципов
добросовестной конкуренции при применении пункта 268 Правил государственных
закупок, утверждённых приказом Министра финансов от 9 октября 2024 года № 687.
Указанный пункт вводит искусственные ограничения на рынке аудиторских услуг,
лишает региональные компании возможности участвовать в госзакупках по данному
виду услуг, и несмотря на наличие в стране почти 500 лицензированных
аудиторских организаций, разрешает проводить финансовую отчётность только 27
аудиторским организациям, включённым в список Казахстанской фондовой биржи
(KASE).
Следует отметить, что все эти 27 компаний практически полностью сосредоточены в
городе Алматы. Такие искусственные ограничения:
- грубо нарушают закреплённые в законодательстве принципы конкуренции и
предпринимательской свободы,
- создают административное давление на региональный бизнес и ведут к отраслевой
монополизации,
- необоснованно повышают стоимость аудиторских услуг,
- рискуют превратить государственные закупки в инструмент экономической
дискриминации.
«Ак жол» ранее, 21 октября текущего года, направила в Министерство финансов
официальное письмо с предложением пересмотреть пункт 268 и применять более
объективные критерии допуска к участию в госзакупках. На эти обращения
поступили ответы от KASE и Национального Банка.
В позиции Казахстанской фондовой биржи указывается:
- список аудиторских организаций KASE предназначен исключительно для эмитентов
и участников листинга ценных бумаг, то есть не является универсальным
показателем качества аудита,
- включение в данный перечень не свидетельствует о квалификации аудиторской
организации для государственных закупок, также, как и исключение из него не
является отрицательной характеристикой.
В этой связи, KASE предлагает использовать более справедливый и объективный
критерий – перечень аудиторских организаций, прошедших обязательный внешний
контроль качества со стороны Профессионального совета по аудиторской
деятельности (ПСАД).
Кроме того, Казахстанская фондовая биржа направляла в Министерство финансов
предложение отказаться от применения действующей редакции пункта 268 и перейти
к критерию: «аудиторские организации, прошедшие внешний контроль качества и
имеющие оценку не ниже «4», включённые в перечень ПСАД».
В ответе Национального Банка данная позиция полностью поддержана. Также отмечено,
что использование перечня KASE как обязательного условия для участия в
госзакупках не соответствует целям законодательства.
Однако Министерство финансов оставило данные предложения без внимания, и до
настоящего времени не приняло конкретных мер.
Подводя итог: пункт 268 – это яркое проявление административного диктата. Он
создаёт искусственные барьеры, нарушает принципы конкуренции, наносит ущерб
региональному бизнесу и способствует монополизации рынка аудиторских услуг.
Применение данного пункта не имеет ни правового, ни логического обоснования и
прямо противоречит официальным позициям KASE и Национального Банка.
В связи с этим фракция партии «Ак жол» просит:
1) Дать правовую оценку законности и целесообразности использования перечня
KASE в качестве обязательного условия участия в государственных закупках;
2) пересмотреть пункт 268 приказа Министра финансов № 687 и внести изменения,
предусматривающие применение перечня Профессионального совета по аудиторской
деятельности.
С
уважением,
Депутаты
фракции «Ак жол»
С.
Ерубаев
А.
Перуашев
Д.
Еспаева
Е.
Барлыбаев
Қ.
Иса
О.
Нуралдинов