26
Ноября

26.11.2025

О искусственных ограничениях на рынке аудиторских услуг и рисках монополизации

Премьер-Министру РК

Бектенову О. А.


В демпартию «Ак жол» поступают обращения от региональных предпринимателей относительно нарушений принципов добросовестной конкуренции при применении пункта 268 Правил государственных закупок, утверждённых приказом Министра финансов от 9 октября 2024 года № 687.
Указанный пункт вводит искусственные ограничения на рынке аудиторских услуг, лишает региональные компании возможности участвовать в госзакупках по данному виду услуг, и несмотря на наличие в стране почти 500 лицензированных аудиторских организаций, разрешает проводить финансовую отчётность только 27 аудиторским организациям, включённым в список Казахстанской фондовой биржи (KASE).
Следует отметить, что все эти 27 компаний практически полностью сосредоточены в городе Алматы. Такие искусственные ограничения:
- грубо нарушают закреплённые в законодательстве принципы конкуренции и предпринимательской свободы,
- создают административное давление на региональный бизнес и ведут к отраслевой монополизации,
- необоснованно повышают стоимость аудиторских услуг,
- рискуют превратить государственные закупки в инструмент экономической дискриминации.
«Ак жол» ранее, 21 октября текущего года, направила в Министерство финансов официальное письмо с предложением пересмотреть пункт 268 и применять более объективные критерии допуска к участию в госзакупках. На эти обращения поступили ответы от KASE и Национального Банка.
В позиции Казахстанской фондовой биржи указывается:
- список аудиторских организаций KASE предназначен исключительно для эмитентов и участников листинга ценных бумаг, то есть не является универсальным показателем качества аудита,
- включение в данный перечень не свидетельствует о квалификации аудиторской организации для государственных закупок, также, как и исключение из него не является отрицательной характеристикой.
В этой связи, KASE предлагает использовать более справедливый и объективный критерий – перечень аудиторских организаций, прошедших обязательный внешний контроль качества со стороны Профессионального совета по аудиторской деятельности (ПСАД).
Кроме того, Казахстанская фондовая биржа направляла в Министерство финансов предложение отказаться от применения действующей редакции пункта 268 и перейти к критерию: «аудиторские организации, прошедшие внешний контроль качества и имеющие оценку не ниже «4», включённые в перечень ПСАД».
В ответе Национального Банка данная позиция полностью поддержана. Также отмечено, что использование перечня KASE как обязательного условия для участия в госзакупках не соответствует целям законодательства.
Однако Министерство финансов оставило данные предложения без внимания, и до настоящего времени не приняло конкретных мер.
Подводя итог: пункт 268 – это яркое проявление административного диктата. Он создаёт искусственные барьеры, нарушает принципы конкуренции, наносит ущерб региональному бизнесу и способствует монополизации рынка аудиторских услуг. Применение данного пункта не имеет ни правового, ни логического обоснования и прямо противоречит официальным позициям KASE и Национального Банка.
В связи с этим фракция партии «Ак жол» просит:
1) Дать правовую оценку законности и целесообразности использования перечня KASE в качестве обязательного условия участия в государственных закупках;
2) пересмотреть пункт 268 приказа Министра финансов № 687 и внести изменения, предусматривающие применение перечня Профессионального совета по аудиторской деятельности.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»

С. Ерубаев

А. Перуашев

Д. Еспаева

Е. Барлыбаев

Қ. Иса

О. Нуралдинов