Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (ДПК «Ак жол»)

Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (ДПК «Ак жол»)

Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (ДПК «Ак жол») — политическая партия в Казахстане, определяющая себя как «конструктивная оппозиция», деловая партия и последовательница движения «Алаш» в начале ХХ века.


Демократическая партия «Ак жол» зарегистрирована в органах юстиции 3 апреля 2002 года.

Болат Абилов, Алихан Байменов, Ораз Жандосов избраны сопредседателями общественного объединения «Демократическая партия Казахстана «Ак жол».

На III съезде ДПК «Ак жол» 9 ноября 2003 года количество сопредседателей партии «Ак жол» увеличилось до 5 человек. Кроме того, Людмила Жуланова и Алтынбек Сарсенбаевич избраны сопредседателями ДПК «Ак жол».

13 марта 2005 года V съезд ДПК «Ак жол» принял постановление о ликвидации института сопредседателей «Ак жол», а единоличным председателем партии был избран Алихан Байменов.

На выборах в Мажилис 2004 года, по официальным данным, партия получила 12,04% голосов и 1 мандат.

На выборах в Мажилис 2007 года партия набрала 3,09% голосов и не прошла в парламент.

2 июля 2011 года на партийном съезде в Астане председателем ДПК «Ак жол» единогласно избран глава Народнохозяйственной палаты «Атамекен» Перуашев Азат Турлыбекович. С этого момента партия вышла на качественно новый уровень развития, осуществив коренную перестройку организационных, кадровых, идеологических, интеллектуальных основ своей деятельности. К партии «Ак жол» стали присоединяться представители бизнеса.

С 2012 года ДПК «Ак Жол» является парламентской партией, имеет депутатскую фракцию в Мажилисе.

По итогам выборов 2012 года партия получила 7,47% голосов и 8 мест.

По итогам выборов 2016 года партия получила 7 мест.

По итогам выборов 2021 года партия получила 12 мест. Наряду с парламентскими выборами были проведены выборы в местные маслихаты всех уровней, по результатам которых 222 представителя партии «Ак жол» были избраны депутатами маслихатов, в том числе 39 областных, 65 городских и 118 районных маслихатов.

В 2021 году впервые проведены выборы акимов городов районного значения, поселков, сел и сельских округов, по результатам которых акимами избраны 11 представителей партии «Ак жол».

ДПК «Ак Жол» имеет 17 филиалов в областных центрах и в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, по 2 представительства в Жезказгане и Семее.

Численность членов партии составляет 255,8 тыс. человек (на декабрь 2020 г.), в том числе 64 % мужчин и 36 % женщин. Молодежь составляет 11% партии.

Основной целью Демократической партии «Ак жол» является создание необходимых условий для свободного развития каждого гражданина, соблюдения его прав и свобод, постоянного повышения качества и уровня жизни всех казахстанцев, а также экономический, социальный и политический прогресс.

Партия «Ак Жол» является убежденным сторонником построения в Казахстане конкурентоспособной и рыночной экономики, всесторонней поддержки частного предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса.

Партия является последователем национально-освободительного движения «Алаш», заложившего основы становления национальной государственности и нацеленного на модернизацию казахстанского общества на европейский лад на основе сочетания национальных интересов с лучшими достижениями мировой цивилизации. Партия разрабатывает специальную программу по распространению идеи Алаш и регулярно проводит мероприятия по ее реализации.

Социальная опора партии «Ак жол» – это устоявшаяся и независимая среда, инициированная отечественной интеллигенцией и предпринимателями.

Историческая миссия Демократической партии «Ак жол» заключается в содействии формированию и развитию национальной деловой, технической и творческой интеллигенции как класса собственников, управленцев и интеллигенции, способных ставить самые насущные задачи развития общества и экономики. и найти эффективные решения этих задач.

 

Перемены неизбежны

Перемены неизбежны


Политическая программа Демократической партии «Ак жол»

Утверждена съездом партии 20 ноября 2020 г

(1 февраля 2023 г. данная программа была изменена в новой редакции)


Череда событий последнего времени показала своевременность политической трансформации, запущенной в 2019 году цивилизованной передачей власти и уходом с поста первого президента Республики Казахстан.

Президентская система Н.Назарбаева выполнила историческую миссию в становлении государственных институтов на заре Независимости, проведении радикальных рыночных и общественных реформ, формировании новой национальной идентичности и выстраивании отношений с другими странами.

В новую эпоху Казахстан вступает состоявшимся государством, для управления которым нужен планомерный переход к балансу сдержек и противовесов между всеми ветвями власти. Кроме того, перед этим государством стоит множество вызовов и проблем, решение которых уже невозможно без широкого участия и контроля со стороны общества.

Так, пандемия короновируса с первых месяцев привела к системным провалам в госуправлении, а обострившиеся общественные дискуссии вскрыли реальные масштабы главных угроз Независимости:

- бюрократии и коррупции,

- социальной несправедливости и разрыва между богатыми и бедными,

- монополизации экономики и власти.

Полугодовой карантин привёл к катастрофическому росту бедности населения, обескровил и в значительной части разорил малый и средний бизнес – социальную опору любого государства. Не только бюджет, но и трансферты изНацфонда проедаются на текущие нужды. Доверие к государственным институтам падает, в том числе из-за усталости общества от монополии власти.

Стране нужны кардинальные перемены, как в социально-экономической, так и в политической системах. Эти перемены неизбежны, вопрос лишь в том - будут ли они сознательными или стихийными.

Дальнейшее затягивание перемен может привести к кризису государственности, как это произошло в Белоруссии и Кыргызстане, а несколько раньше – в Украине.

Как и там, помимо внутренних угроз нарастают внешние, Казахстан все чаще становится объектом провокационных заявлений зарубежных политиков и СМИ. Но самая лучшая гарантия Независимости – не танки и автоматы, а граждане, преданные своему государству.

Перед Республикой стоит альтернатива: консервация нынешней модели, или болезненные, но неизбежные реформы. Даже в мегаполисах, не говоря уже про регионы и малые города, за красивыми фасадами скрываются грязь и обман, нарастающая бедность наших сограждан и отсутствие перспектив молодёжи. Всё это нужно чем раньше, тем лучше вскрывать и расчищать, чтобы восстановить доверие и достоинство собственного народа.

Демократическая партия «Ак жол» предлагает программу таких перемен.

I. НЕЗАВИСИМОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ «АЛАШ»

Независимость и национальные интересы – главные приоритеты любого государства. Лидер национальной автономии «Алаш» в начале XX века, Алихан Букейхан - говорил: «Народ без государственности – сирота». А первый президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «Нет такой жертвы, которую бы нельзя было принести ради Независимости». Поэтому обеспечение Независимости Казахской Республики и защита национальных интересов являются долгом для любого, кто считает себя её гражданином. Независимость - это наш народ, наша земля и её богатства, это государственный язык и единство нашего многоэтничного общества. Это возможность самим выбирать свой путь и свою судьбу, это ответственность за будущее наших потомков.

● Независимость и неприкосновенность территории есть важнейшие ценности Республики, наряду с ценностью каждого человека, его прав и свобод.

● В основе Независимости лежит национальная идея «Алаш», как историческая воля казахского народа к свободе и государственности.

Депутаты демпартии «Ак жол» с 2007 года с парламентской трибуны Независимого Казахстана поднимают тему ценностей «Алаш» на государственном уровне.

● Важнейшим достижением Независимости является бережное отношение к национальным чувствам, взаимное уважение к языкам и культуре всех этносов, проживающих в нашей стране.

● При этом, Демократическая партия «Ак жол» выступает за расширение сферы применения государственного языка в соответствии с его конституционным статусом, включая экономику и финансы, деятельность государственных органов и иностранных инвесторов. Соответствующий законопроект депутатской фракции «Ак жол», внесённый в 2012 г., был заблокирован правительством. Партия актуализирует и внесёт его снова в ближайшее время.

● В нынешнем году исполнилось 100 лет Казахской автономной Республике, эволюционировавшей из автономии «Алаш» и послужившей платформой современного Казахстана. В 2019 году Демократическая партия «Ак жол» предложила правительству официально отметить эту дату и рассмотреть вопрос об использовании наряду с термином «Казахстан», - названия «Казахская Республика», которое признавала даже тоталитарная советская власть. Эту инициативу также поддержал институт истории им.Ш.Валиханова, но не наши чиновники.

Демпартия «Ак жол» считает целесообразным, наряду с названием Казахстан, использовать исторически аутентичное название Казахская Республика.

● В мае 2020 года Демократическая партия «Ак жол» поддержала поручение президента К.Токаева о продолжении мер по реабилитации жертв сталинских репрессий. Мы призвали начать работу по международному признанию Великого голода (Ашаршылык) 1929-32 г.г. совершённого тоталитарной властью против казахского народа. В этом же ключе необходимо рассматривать кровавое подавление регулярными войсками большевиков - сотен казахских восстаний, сопротивлявшихся коллективизации и насильственному оседанию, массовые расстрелы аулов, спасавшихся бегством за кордон. 

Демократическая партия «Ак жол» считает де-коммунизацию важным элементом восстановления исторической справедливости по отношению к миллионам жертв нашего народа, замученных и расстрелянных большевиками в годы репрессий.

● Вопрос о земле всегда был одним из ключевых в национальной идее «Алаш». Как известно, в 2021 году истекает земельный мораторий, введённый после многочисленных митингов против выделения земли иностранцам в 2016 г.

В тот период Демократическая партия «Ак жол» направила земельной комиссии Правительства предложение - в целях предотвращения сепаратизма, запретить не только продажу, но и аренду земли гражданам и компаниям из государств, имеющих общую границу с нашей страной.

Однако это предложение чиновники даже не включили в итоговый протокол комиссии.

В этой связи, накануне завершения моратория, мы вновь требуем запретить продажу и аренду нашей земли гражданам и компаниям из сопредельных с Казахстаном государств.

В апреле 2020 г. на сайте правительства появился законопроект, предусматривавший передачу земли в собственность предпринимателям из стран ЕАЭС. Демпартия «Ак жол» немедленно выступила против этой нормы, заявив, что в целях недопущения сепаратизма, считает недопустимой передачу земель гражданам и компаниям из соседних государств.

Кроме того, председатель партии обсудил данный вопрос с руководством министерства-разработчика, после чего чиновники отказались от данной идеи, а указанная информация была удалена с сайта правительства.

● Полагаем необходимым усилить работу по возвращению соотечественников на историческую родину, помощь и поддержку нашим братьям и сёстрам в обеспечении жильём и работой; по скорейшей адаптации в качестве полноправных граждан Республики.

В 2017 г. делегация Демократической партии «Ак жол» в ходе официального визита в г.Пекин вручила руководству Компартии Китая список 112 оралманов, по сведениям их семей, арестованных в КНР. Руководство Демпартии потребовало проверить законность их задержания. В результате, 79 человек из этого списка были освобождены и вернулись в Казахстан.

● Предлагаем законодательно закрепить предоставление гражданства Казахстана, а также долгосрочных виз для иностранных рабочих – только после сдачи экзамена на знание основных требований Конституции РК, государственного языка и традиционных правил поведения в Казахстане. Демонстративное неуважение иностранных работников к общественным нормам поведения, достоинству и национальным чувствам казахстанцев, как это имело место в 2019 году в Атырау, должны служить основанием для немедленной депортации из нашей страны.

● Демократическая партия «Ак жол» поддерживает традиционные религии народов Казахстана, стремится защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и экстремистских течений. В то же время, считаем недопустимым проникновение религиозного влияния в политику, образование и государственное управление; как и вмешательство госорганов в дела религии. «Если казахи желают процветания своих духовно-религиозных дел, то мечеть нужно отделить от государства», - писал Алихан Букейхан.

● Эти и многие другие предложения вытекают из платформы лидеров движения «Алаш» применительно к реалиям XXI века. С 2012 года Демократическая партия «Ак жол» уже 9 лет ежегодно проводит конференции молодых учёных «АлаштынXXI ғасырдағы Ақ жолы», где обсуждаются нынешние проблемы в контексте идеологии Алаш.

Мы рассматриваем политическое наследие «Алаш» как идею национальной модернизации Казахстана и будем настойчиво продвигать её ценности в государственном строительстве, экономике и обществе. Как и заявляли лидеры «Алаш Орды», у Казахстана есть все возможности за 20-25 лет преобразовать своё общество и экономику и занять достойное место в мире. Век назад таким ориентиром служил по опыт Японии, Германии, Дании, Австралии; сегодня к ним добавился пример Южной Кореи, Малайзии, Восточной Европы.

Но для этого нужны не только природные ресурсы и независимость, но и политическая воля, готовность меняться самим, опираясь на базовые принципы: образование, парламентаризм, честная конкуренция, ресурсный национализм, открытость и светское государство.Лозунг лидеров «Алаш» о том, что «каждый камешек казахскойземли должен перерабатываться в [металлическую] пуговицу, каждый клок шерсти - использоваться на текстиль» («Жеріміздің әрбір түйір тасы қазақтың кеудесіне түйме болып тағылып, әрбір уыс жүні – иығына тоқыма болып киілуге тиіс») актуален и по сей день.

● Поэтому важнейшей частью нашей работы должно стать просвещение и образование, привитие обществу и прежде всего молодёжи – стремления к самым современным знаниям и передовой культуре, включая культуру политическую.

Считаем, что нет необходимости выискивать какую-то другую, искусственную «национальную идею». Демпартия «Ак жол» считает национальную идею «Алаш» общенародным достоянием и готова к сотрудничеству в её реализации с другими общественно-политическими силами. Ни одна организация, включая нашу партию, не имеет «исключительных прав» на идеологию «Алаш» так же, как невозможно заявлять чьи-либо права на воздух, которым мы дышим и свободу, которой мы обладаем по рождению.

II.   ДЕМОКРАТИЯ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Самым эффективным средством против бюрократии и отрыва власти от простых граждан служит прозрачность госорганов и подотчётность перед обществом, то есть демократия.

Демократия опирается на принцип продвижения общественных интересов через представительные органы – парламент и местные маслихаты, являющиеся основными институтами парламентаризма. Демократия и есть парламентаризм.

II.1. Демократическая партия «Акжол» выступает за усиление институтов парламентаризма и поэтапный переход от президентской системы к Парламентской Республике.

Нынешний период создал возможности для планомерного перехода от монополии власти –к системе сдержек и противовесов, которая бы учитывала альтернативные мнения в решении государственных вопросов.

● Казахстану нужен не только национальный совет доверия, но и Правительство национального доверия.

Согласно действующей Конституции, президент выступает гарантом взаимодействия всех ветвей власти. Это означает, что фигура президента должна быть равноудалённой и от парламента, и от правительства.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что состав правительства должен формировать не глава государства, а победившая на парламентских выборах партия, которая и будет вносить его на утверждение президенту и нести ответственность за все достижения и провалы своего правительства. Такова практика развитых демократий.

● Логическим продолжением этого процесса должно стать введение прямой выборности акимов городов (включая мегаполисы) и других населённых пунктов их жителями.

● Нужно избавляться и даже законодательно запретить практику, когда филиалы партии власти возглавляют акимы. Это самый наглядный пример монополизации власти. Акимы должны служить всему обществу, а не обособленным интересам чиновничества.

● Нужно расширить контрольные функции Парламента и маслихатов, прежде всего – наделив их правом парламентских расследований событий, получивших общественный резонанс - таких как нарушения гражданских прав и свобод, гибель людей или факты коррупции в эшелонах власти.

● Необходимо усилить полномочия Парламента в утверждении и контроле бюджета государства. Возможности государства в решении любых задач определяются бюджетом. Но значительная часть госсредств в стране расходуется вне бюджета и скрытно от общества. Именно там происходят системные нарушения, процветает коррупция. Поэтому важнейшая задача - вернуть под контроль парламента все государственные финансы

● Во-первых, это бюджеты нацкомпаний и госпредприятий. Многие из них своими непомерными аппетитами обирают государственную казну, служат источником незаконного и бесконтрольного обогащения за счёт государства. Здесь регулярно всплывают коррупционные схемы, квазигоссектор формирует огромную долю внешнего долга, при гигантских убытках менеджеры выписывают себе многомиллионные премии и т.д. Поэтому бюджеты нацкомпаний, их «дочек», различных РГП и ТОО при министерствах и акиматах, вроде «СК-Фармации» или СПК – должны стать максимально прозрачными, включаться в республиканский и местные бюджеты, а их руководство - отчитываться перед обществом о расходах и достигнутых результатах.

● Вся полученная чистая прибыль нацкомпаний и госпредприятий должна поступать в бюджет. Если через 5-10 лет после создания какая-то госкомпания всё ещё просит деньги у государства – значит, она работает не на государство, а на свой карман. Такие компании нужно ликвидировать, на их место придёт частный бизнес, который будет работать на свои деньги, да ещё платить налоги в бюджет.

● Во-вторых, - все обязательные платежи граждан и бизнеса, которые хоть и называются «накопительными», «страховыми» или «членскими взносами», по сути, превратились в дополнительные налоги. Если учитывать обезличенное использование средств Фонда медицинского и социального страхования, периодические скандалы в ЕНПФ, – то управление этими фондами, их расходы и премии также должны проходить через открытое обсуждение и контроль в Парламенте.

● В-третьих, государственный бюджет – это та сфера, где не зазорно быть придирчивым. В странах демократии парламентские комитеты по контролю за бюджетом традиционно возглавляют представители оппозиции. Логика проста: правящая партия распоряжается бюджетом, но подпадает под придирчивое внимание оппонентов, что обеспечивает прозрачность бюджета.

В нынешнем году, после 8 лет противодействия бюрократов, благодаря поручению президента и поддержке всех коллег в Мажилисе и Сенате, Демократическая партия «Ак жол» смогла провести закон «О парламентской оппозиции». Тем самым прекращена практика, когда нашим депутатам отключали микрофоны, а наши поправки в законы подвергались «цензуре» правительства. Теперь нужно насыщать оппозиционных депутатов в Парламенте такими полномочиями, чтобы вместо монополии на власть сформировать реальную систему сдержек и противовесов.

● Государство должно быть не только слышащим, но и решающим. Мало поднимать проблемы и принимать петиции, гораздо важнее – добиваться практических шагов, которые ожидает общество.

Поэтому у Парламента должно быть право выделять средства на нужды избирателей даже вопреки возражениям Правительства.

Сегодня, согласно закону, ни одна бюджетная инициатива депутатов не рассматривается без согласия правительства, хотя получает доверие избирателей именно парламент, а не министры.

Если бы у парламента были полномочия прямого финансирования наказов избирателей, то, скорее всего, не было бы нынешней остроты проблем многодетных, нехватки жилья, а склады боеприпасов из Арыси могли быть вывезены за 10 лет до трагедии, и это обошлось бы в десятки раз дешевле восстановления города.

Демократическая партия «Ак жол» предлагает закрепить небольшую, но конкретную долю расходов бюджета (1%) для финансирования парламентом (через бюджетные процедуры) наказов избирателей, имеющих общественное значение. Иногда построить пешеходный мост через железнодорожный переезд или заасфальтировать улицу важнее, чем выплатить миллионы на премии госкомпаний.

II.2. Ключевым вопросом и зеркалом демократии в любой стране являются честные выборы. Избирательная система Казахстана нуждается в глубоких реформах, гарантиях прав граждан и защите от фальсификаций. Например, на предыдущих выборах в маслихаты, под разными предлогами, вроде расхождения налоговых данных на 100-200 тенге, были сняты около ста членов партии «Ак жол».

● Нужно запретить снимать «неудобных» кандидатов с избирательной кампании. Все претензии к кандидатам нужно рассматривать после голосования, в полноценном судебном процессе.

Необходимо установить допустимые отклонения в налоговых декларациях, чтобы сильные кандидаты не отстранялись от выборов за незначительные расхождения. Регистрационный взнос кандидата установлен в 10 МРП, эту же сумму нужно утвердить как допустимое отклонение в налоговой декларации.

● Полагаем необходимым обязать участковые избирательные комиссии в течение часа после окончания подсчёта голосов оформить протокол итогов голосования и выдавать наблюдателям и официальным представителям кандидатов заверенные копии этих протоколов.

Запретить вынос урн с бюллетенями с избирательного участка до официального подсчёта голосов и оформления протоколов.

Нарушения этих требований должны приводить к уголовной ответственности.

● Отдельный вопрос – использование административного ресурса при проведении предвыборной кампании. Принуждение администрацией вузов и колледжей своих студентов к массовым мероприятиям, отчётам о личном голосовании и т.д. - как минимум, должно вести к увольнению таких руководителей.

Молодёжь должна иметь возможность делать свой собственный выбор. Подавлять инакомыслие и свободу выбора молодёжи и студентов – значит целенаправленно приучать детей лгать и смиряться с насилием над своей личностью. С таким поколением рабов нация будет обречена на обман и подчинение другим.

Казахстану нужна свободная, сильная и уверенная в себе молодёжь.

Осыдан тура бір ғасыр бұрын, алаштың аяулы ақыны Мағжан Жұмабайұлы «Мен жастарға сенемін» - деп жырлаған.Ал біздер, жүз жыл өткен соң неліктен сол жастарға сенбейміз?Неліктен олардың өз таңдауына кедергі жасаймыз?

«Ақ жол» демократиялық партиясы біздің жастардың таңдау еркіндігі мен адамдық абыройын қорғауды талап етеді.

Демократическая партия «Ак жол» требует защищать свободу выбора и человеческое достоинство нашей молодёжи.

● Наконец, ответственность за нарушения выборных процедур. Думаем, что пришло время спрашивать за них вплоть до уголовной ответственности. Потому что воруя голоса или вбрасывая бюллетени – нарушители осуществляют незаконный захват власти. По Конституции, источником власти является народ. Воровать его право выбирать себе власть – значит узурпироватьэту власть. Пора за это наказывать.

Все эти меры нужны, чтобы повысить доверие к избирательным процессам, активизировать участие избирателей и наблюдателей, ужесточить публичный контроль и прозрачность выборов.

● Да, такие решения приведут к непредсказуемости результатов. Но в том и смысл, что выборы не должны управляться чиновниками, их результаты должны зависеть только от воли избирателей – это позиция Демократической партии «Ак жол».

Конечно, такие подходы создают такие риски, как рост популизма. Но это лучше, чем потеря доверия общества к своему государству.

Всем нам пора учиться в открытой дискуссии доказывать государственные подходы и противостоять спекуляциям. Без этого невозможно взросление политической культуры, как невозможно научиться плавать в бассейне без воды.

● В рамках реформирования выборной системы, считаем также необходимым упростить регистрацию новых политических партий до 10 тысяч членов, а также снизить порог прохождения партий в Мажилис и маслихаты с 7 до 5%.

● Наш выбор, выбор демократической партии «Ак жол» - это европейский путь развития, европейские подходы в отношениях государства и общества, европейские стандарты качества жизни. Как писал лидер «Алаш» Алихан Букейхан, мы видим будущее «в приобщении к лучшим достижениям западных государств» («саналы түрде Батыс өркениетін орнықтыру арқылы көреміз»).

Более того, Демократическая партия «Ак жол», в качестве дальней перспективы, рассматривает не только внедрение европейских подходов, но и постановку вопроса о вступлении Казахстана в Европейский союз.

III. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ДЕ-ОФШОРИЗАЦИЯ

Противодействие коррупции и возврат в страну изъятых у народа многомиллиардных средств являются одним из приоритетов деятельности Демократической партии Казахстана «Ак жол».

Только на уровне депутатских запросов, эта проблема ставилась нами не один десяток раз. В запросах фракции ДПК «Ак жол» регулярно поднимались конкретные вопросы возврата казахстанских капиталов из Кипра (в 2013 году), Швейцарии (в 2015 году), обстоятельства так называемого «панамского списка» (в 2016 году) и «Райского досье» (в 2017 году).

Депутаты Демократической партии «Ак жол» обсуждали проблематику де-офшоризации не только с казахстанскими госорганами, но и на встречах с членами Европарламента и другими коллегами в Брюсселе, Цюрихе, Пекине, Риге, Лондоне, Сингапуре и т.д.

Если раньше недобросовестные чиновники скрывали доходы, старались вести себя неприметно, то сегодня их близкие, напротив, демонстративно выставляют напоказ необъяснимые богатства и кичатся вызывающим образом жизни.

Подавляющее большинство предпринимателей не могут позволить себе такие экстравагантные траты, как коррумпированные чиновники среднего звена – вроде шикарных автомобилей или мебели из африканского эбенового дерева.

По оценкам международных экспертов, за годы независимости из страны незаконно выведено более 160 миллиардов долларов. Эта сумма удивительным образом совпадает с суммой внешнего долга Казахстана.

А кто-то не может найти работу, потому что эти деньги выведены из оборота и не инвестируются по целевому назначению. 

Если по уровню ВВП на душу населения Казахстан давно приблизился к восточно-европейским странам, то условия жизни рядовых казахстанцев далеки от европейских. Потому что как раз годовой ВВП у них украден и выведен в офшоры. Вот куда ушли и доходы, и уровень жизни каждого казахстанца. Только пользуются ими другие.

Нельзя отрицать, что государство ведёт жёсткую борьбу с коррупцией, в том числе - и по требованиям общества и нашей партии. Происходят нужные изменения в законодательстве, внедряются принципы FATF по обеспечению финансовой прозрачности и противодействию отмыванию денег, добытых незаконных путём. Ежегодно ловят за руку вымогателей тендеров на закупки государства и крупных компаний, задерживают высших чиновников, ведётся работа по возврату беглых коррупционеров и похищенных ими средств.

Но эта борьба никогда не станет полностью эффективной, если доверие граждан к государству будет по-прежнему падать, а работа госорганов, включая расходование государственного бюджета, по-прежнему будет закрытой информацией.

Как показывает опыт Грузии, главное противоядие коррупции – подотчётность чиновников перед обществом.

● Полагаем необходимым законодательно запретить выход по УДО для коррумпированных чиновников, отбывающих наказание в системе ИТУ. Это предложение вносилось депутатами «Ак жол» в 2019 году, но правительство и генеральная прокуратура его не поддержали.

● Кроме того, мы предлагаем ограничить права передвижения, выезда за границу и управления собственностью для коррупционеров даже после отбытия наказаний. В частности – запретить выезд за границу на 10 лет. Эта мера заставит их возвращать капиталы обратно в Казахстан, а не уезжать к спрятанным деньгам. Пусть инвестируют в собственную страну и строят достойную жизнь на родине.

● Ввести такой вид наказания осужденных коррупционеров, как запрет на проживание в городах республиканского значения и областных центрах. Пусть едут в малые города, райцентры и аулы, строят там дома, инвестируют в местный бизнес и поднимают качество жизни. Многие из них имеют накопления и хорошо разбираются в управлении финансами, пусть приложат свои капиталы и умения для развития регионов.

● Для пресечения хищений и вывода государственных средств под видом приобретения товаров и оборудования за рубежом на непрозрачных условиях, нужно запретить совершать сделки с предприятиями, зарегистрированными в зарубежных офшорных юрисдикциях госорганам и нацкомпаниям, а также исполнителям контрактов по госзакупкам и закупкам квазигосударственного сектора. Депутаты Демпартии «Ак жол» неоднократно вскрывали такие факты, когда, например, даже система МВД закупала оборудование через офшорную компанию. Тогда по запросу фракции были выявлены многомиллионные финансовые нарушения.

● Важнейшим инструментом противодействия коррупции является публичность власти и её подотчётность перед обществом. Нельзя закрывать рот прессе, Демократическая партия «Ак жол» выступает в защиту журналистов от преследований за разоблачительные публикации. Мы считаем необходимым не только полностью де-криминализировать статью о клевете, но исключить её из административного кодекса и перевести в сферу гражданских правоотношений.

● Другим приоритетным направлением в борьбе с коррупцией нужно назвать возвращение из офшорных зон в Казахстан многомиллиардных средств, украденных у нашего народа.

Депутатская фракция «Ак жол» неоднократно официально предлагала создать совместную группу с Европарламентом по возвращению нашей стране средств, украденных коррупционерами и выведенных в европейские страны.

Считаем, что эту работу нужно довести до практической реализации, а также добиваться создания аналогичных двусторонних групп со всеми странами, куда предпочитают выводить наворованные капиталы отечественные коррупционеры. Нужно добиваться, чтобы у коррупционеров «горела земля под ногами» и не было укромных уголков прятать наворованное.

● Демократическая партия «Ак жол» продолжает настаивать на отмене банковской тайны в отношении банковских счетов в офшорах членов правительства, акимов, руководителей других госорганов, нацкомпаний и госпредприятий.

●  В соответствии с международным опытом, мы предлагаем ввести в законодательство понятие «богатство необъяснимого происхождения», как один из важных признаков коррупции.

Нужно обязать чиновников, обладающих имуществом и деньгами в офшорных зонах - объяснить происхождение их богатств. В случае отсутствия объяснений, Казахстан должен конфисковать эти деньги, или его конфискуют другие государства, как уже происходит там, где стали применять понятие «необъяснимого богатства».

Все эти предложения депутаты Демократической партии «Ак жол» неоднократно направляли правительству и генеральному прокурору в предыдущие годы, но получали уклончивые ответы.

Мы будем продолжать настаивать на их реализации.

● Важной частью демократического управления и справедливого государства должна стать реформа судебной и правоохранительной системы. Более века назад деятели «Алаш» заявляли, что «без справедливого суда нет стабильного государства и нет развития», «судебная власть не должна бояться никого, кроме Бога, Закона и народа, которому она служит».

Необходимо вводить выборность судей по опыту Грузии. Честность и репутация судей должны гарантироваться, любые контакты судей или сотрудников правоохранительных органов с криминальными авторитетами, лицами, имеющими судимость за уголовные или коррупционные преступления – должны вести к немедленной отставке.

IV. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Главной проблемой Казахстана и главной угрозой его государственности является нарастающий социальный разрыв между богатыми и бедными.

Между тем, наше основное богатство – не нефть и металлы, а талантливый и трудолюбивый народ, который сегодня стакивается с унижениями и несправедливостью. Причём, это касается и малоимущих, и предпринимателей, и даже многих госслужащих.

Социальная справедливость и уважение государства к человеческому достоинству своих граждан определяются качеством образования и здравоохранения, доступностью жилья и достойной работы.

Положение дел в каждой из этих сфер страдает от нехватки финансирования и воровства коррумпированных чиновников.

В Казахстане вообще не должно быть бедных. Всевышний нам дал всё для этого – и ресурсы, и таланты, чтобы каждый человек в нашей стране имел достойное жильё, достойную работу, чтобы его уважали и сограждане, и государство.

В такой богатой стране, как Казахстан, законодательство, правительство и уполномоченные государственные органы должны не допускать ситуаций, когда родителям приходится собирать деньги на лечение детей, а матери вынуждены работать по ночам и оставлять малышей без присмотра.

Для обеспечения социальной справедливости:

● Надо ограничить процентные ставки кредитов по ипотеке, потребительским товарам, МСБ и на неотложные нужды населения – не более 7-8%.

● Для защиты людей и их детей от коллекторов – принять закон «О банкротстве физических лиц», в котором защитить право разорившихся заёмщиков на сохранение единственного жилья и социальные гарантии. Нельзя превращать наших граждан в бомжей!

● Нужно установить бережное отношение к накоплениям народа, обеспечить прозрачность в деятельности ЕНПФ и Фонда социального и медицинского страхования. Бюджеты этих фондов, зарплаты и расходы их сотрудников должны открыто обсуждаться обществоми утверждаться Парламентом.

● Демократическая партия «Ак жол» предлагает разрешить гражданам, вкладчикам ЕНПФ, самостоятельно управлять размещением средств их индивидуальных счетов, в том числе размещать свои накопления в ЕНПФ на депозиты в банках второго уровня, в пределах объёма государственной системы гарантирования вкладов. Объёмы государственного гарантирования по таким депозитам следует пересмотреть в сторону увеличения. Тогда граждане получат более высокую доходность по пенсионным накоплениям, а банки получат дополнительные финансовые ресурсы для кредитования экономики.

● При использовании персональных пенсионных счетов на депозитах БВУ, сумма накоплений, достаточных для снятия средств на приобретение жилья, будет гораздо ниже, не 5-6 млн.тг. к 60-летнему возрасту, как заявляло Правительство, а 2-3 млн.тг., что позволит значительно расширить число потенциальных участников жилищных программ с 700 тысяч чел. (по правительственным прогнозам) до 1,5-2 млн граждан и более.

● Работу Фонда социального и медицинского страхования также следует привязать к конкретным вкладчикам.

Каждому гражданину нужно закрепить его персональный счёт в Фонде, куда будут зачисляться его платежи, и откуда, только по согласию самого вкладчика, могут оплачиваться деньги за его лечение или его близких.

В случаях некачественного лечения, или неудовлетворительного обращения – клиент должен иметь право отказаться от оплаты таких услуг. Кроме того, сам Фонд обязан контролировать качество получаемых его вкладчиками медицинских услуг и проводить постоянную работу (принимать необходимые меры) по жалобам пациентов.

Тогда персонал будет внимательно относиться к своим обязанностям, а добросовестные медицинские работники будут получать достойную оплату своего тяжёлого труда.

● Для поддержки сельской молодёжи, переезжающей в города, акиматы должны массово строить компактное социальное жильё, с помещениями под небольшие производства, образовательные учреждения и социальную инфраструктуру.

Такое жильё должно быть скромным и недорогим, чтобы у молодёжи была мотивация по мере адаптации в городе, получения образования и работы - вставать на ноги и самостоятельно обеспечивать себе более комфортные условия.

● Для мотивации молодых семей и повышения рождаемости, Демократическая партия «Ак жол» с 2013 года настойчиво предлагает ввести субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам для молодых семей в размере 25% при рождении каждого ребенка. Тогда при рождении второго ребёнка государство будет субсидировать 50% ипотеки, а при рождении 4-го ребёнка, такая семья должна переводиться в категорию многодетных, со снижением ипотеки до 0%.

Сегодня правительственные программы ориентированы на многодетные семьи. Но никакая семья не становится сразу многодетной. Нужно поэтапно стимулировать молодёжь к рождению каждого очередного ребёнка.

● Социальная защита – минимальная пенсия, минимальная зарплата и социальные пособия должны рассчитываться в прожиточном минимуме, который должен определяться из реальной стоимости потребительской корзины, включающей необходимые затраты на полноценное питание, одежду, коммунальные расходы и проезд на общественном транспорте.В европейских странах в потребительскую корзину включатся и расходы на культурный досуг, так как он также влияет на качество жизни.

● Ситуация с пандемией выявила как провалы в цифровизации образования, здравоохранения, социальных выплат, так и её насущную необходимость. Развитие цифровых, в т.ч. удалённых, методов взаимодействия государства и граждан, организаций и клиентов – общемировой тренд.

Крайне важно, чтобы эта работа проводилась в гармонизированном и взаимодополняющем формате.

Например, очереди на жильё в каждом городе должны вестись в открытом доступе, чтобы каждый мог проследить её продвижение и выявить мошенничество. Пока же поступают сигналы, что чиновники акиматов и их родственники получают по несколько квартир, которые сдают в аренду и наживаются на тех, кто десятилетиями ждёт своего единственного жилья.

В этой связи, предлагаем провести ревизию выданного акиматами социального жилья. Если это жильё было перепродано другим лицам, или сдаётся в аренду – такие квартиры должны изыматься и перераспределяться инвалидам, сиротам и многодетным семьям, стоящим в очереди.

● В приоритете социальной политики Демократической партии «Ак жол» - качественное и доступное образование. Таланты детей не зависят от места жительства или рода занятий их родителей.

Но если для городских талантливых детей имеются разные возможности получить качественное образование в разных специальных школах, то у сельских школьников таких шансов очень немного.

Поэтому необходимо создание сети учебных заведений для одарённых детей из регионов и сельской местности.

●Учитывая непреходящую важность для будущего страны работы учителя, необходимообеспечить рост зарплаты педагогов до уровня стран ЕвроСоюза, освободить их от оформления массы ненужной отчётности и бюрократии. Надо запретить привлекать учителей к посторонней работе, ограничить участие педагогов в избирательных комиссиях.

●Для повышения качества образовательных программ и научного потенциала вузов, придать им реальную автономность, повысить роль Ученого совета в вопросах организации научной деятельности, избрании ректора. Гарантом поступательного развития вуза должно являться само академическое сообщество.

● Ситуация с пандемией высветила бесправное положение и огромные риски для здоровья и жизни медицинских служащих. По аналогии со статусом педагога, необходимо принять Закон «О статусе врачей и медицинских работников», закрепить их выплаты за риски, защитить профессиональное и человеческое достоинство.

В целом, нужна отдельная и системная программа против отъезда из страны талантливой молодёжи, против «утечки мозгов». То, что ежегодно Казахстан покидают и уже не возвращаются тысячи талантливых юношей и девушек – это наша национальная беда.

Жить и работать в Казахстане, получать перспективы роста на родине должно быть гораздо привлекательнее, чем в любой другой, чужой стране.

V. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Поддержка предпринимательства имеет значение не только в качестве развития экономического потенциала, но прежде всего – как главный инструмент решения проблемы безработицы, создания новых рабочих мест и обеспечения казахстанцев источниками дохода.

Мы подошли к той черте, когда перемены в экономике уже невозможны без политических реформ, и это связано с монополизацией и огосударствлением обеих сфер. Но в свою очередь, без экономической опоры либеральные политические реформы рискуют завязнуть в лозунгах. Поэтому экономические реформы необходимы, как материальное содержание реформ политических.

Двигателем этих реформ может выступать только массовый класс частных предпринимателей и бизнесменов, выражающих интересы открытости и честной конкуренции в экономике и обществе.

Демократическая партия «Ак жол» всегда выступала твердым сторонником всемерной поддержки частного, прежде всего - малого и среднего, бизнеса. 

Мы считаем крайне необходимым внедрение реально привлекательных стимулов для инвестиций, таких как:

● возврат 50% инвестиций после запуска и устойчивой (более 3-5 лет) работы предприятий реального сектора экономики;

В 2015 г. в предпринимательский кодекс мы ввели норму о возврате 30% инвестиций, рабочую группу возглавлял председатель Демпартии «Ак жол». Но с тех пор, за 5 лет, ни одному, самому современному и высокотехнологичному предприятию, эти инвестиции так и не были возвращены. Более того, правительство предложило вообще отменить эту преференцию.

●законодательное закрепление ответственности за неисполнение обязательств государства по предоставлению преференций в инвестиционных контрактах, проектах ГЧП, реализации производств на территории СЭЗ.

● полное освобождение предприятий в свободных экономических зонах от всех видов налогов на 10 лет. Их вклад в экономику – новые технологии, рабочие места и подготовка квалифицированных кадров.

Наши СЭЗы пустуют и не дают нужного эффекта, потому что предоставленные льготы не работают и отстают от аналогичных мер во многих других странах.

В целом, инвесторам должны предлагаться не те преференции, которые придумывают чиновники, а те, которые нужны самому бизнесу. Государство должно быть открытым для обсуждения любых видов преференций, под встречные обязательства инвесторов. 

В условиях пандемии президент и правительство приняли комплекс мер по поддержке бизнеса, на эти цели были выделены колоссальные бюджетные средства. Многие из них, прежде всего - в налоговой сфере, такие как снижение НДС на социально-значимую продукцию с 12 до 8%, отсрочка уплаты налогов, отмена налогов на фонд оплаты труда и т.д. – сыграли важную роль, реально помогли продержаться и спасли от разорения тысячи предпринимателей.

В то же время, далеко не все меры дали нужный эффект, в том числе из-за фактов коррупции.

В целях преодоления негативных экономических последствий ситуации с пандемией, Демпартия «Ак жол» предложила осуществить следующие меры:

●Провести налоговую амнистию, освободить малый и средний бизнес от выплаты НДС, КПН и налога на имущество до полного восстановления платежеспособности МСБ.

●Полностью освободить микробизнес и «самозанятое» население от налогов. Этим людям надо сказать «Спасибо» за то, что они работают на земле, не сидят на шее у государства и сами кормят свои семьи.

●Актуализировать вопрос по снижению базовой процентной ставки НБ РК до 4-5% с последующим снижением ставки процентов по кредитам БВУ. Аналогичным образом должна быть снижена ставка нот Национального банка по привлекаемым средствам от БВУ. Тогда свободные средства банки будут вынуждены направлять на кредитование экономики.

Лучшая защита от девальвации и инфляции – развитие собственного производства потребительских товаров. А когда Нацбанк говорит, что держит высокую ставку в целях сдерживания инфляции – на самом деле, он сдерживает производство, стимулирует импортозависимость и инфляционные ожидания в экономике.

На сегодняшний день в Казахстане отсутствует механизм проектного финансирования новых производств, эффективная стоимость капитала для промышленных предприятий составляет 16% годовых, в том числе из-за политики Национального банка и регулятора по формированию резервов для банков второго уровня. Фактически банки кредитуют уже существующие промышленные группы под существующие активы, и не создают возможностей развивать новые производства.

Поэтому регулирование деятельности БВУ нуждается в серьёзной корректировке, чтобы задействовать резервы финансовой системы и снизить процентные ставки.

● Следует обязать банки второго уровня, по заявкам бизнеса проводить рефинансирование всех действующих кредитов по новым пониженным ставкам 6%, без перенесения прежней долговой нагрузки.

После нашего запроса о том, что рефинансирование до сих пор недоступно, Фонд «Даму» сообщил, что одобрил рефинансирование 3 тысячам предприятий, которым для получения субсидий ещё нужно пройти какие-то процедуры.

Между тем, по данным НПП, пострадало более 1 млн. предпринимателей, закрылись или ограничивали деятельность 430 тысяч субъектов МСБ. Что такое 3 тысячи из 430 тысяч? Меньше 0,1 процента. Вот и весь реальный эффект от такой «поддержки», хотя эта мера была встречена в предпринимательском сообществе с очень большими надеждами.

● Нацбанку РК и Агентству по регулированию финансового рынка необходимо проработать с БВУ механизмы снижения их потерь и правовое регулирование такого рефинансирования. Следует запретить банкам отказывать в рефинансировании кредитов, если об этом просит МСБ. Как сообщают предприниматели, пока этот вопрос отдан на усмотрение самих банков, они сталкиваются и с проявлениями корпоративной коррупции, и с нежеланием БВУ снижать ставки для сохраняющих платежеспособность клиентов.

Демпартия «Ак жол» считает, что если предприниматель обратился за такой поддержкой – то банки обязаны её предоставить, тем более, что есть соответствующее поручение президента и выделенные государством средства.

●Отложить обязательное введение контрольно-кассовых аппаратов с обязательной передачей данных и электронных счетов-фактур в МСБ до 2025 года.

● Продлить освобождение МСБ от уплаты налогов с ФОТ до восстановления оборотов, с обязательством бизнеса направлять не менее 50% высвобожденных средств на выплату заработной платы работникам.

● Распространить меры поддержки МСБ на средний бизнес в форме ТОО. Сегодня эти меры (например, нулевая ставка КПН) применяется только к ИП.

● В целях поддержания отечественных производителей и снижения их расходов на услуги монополистов, возобновить практику применения ночного тарифа для потребления электроэнергии по выбору самих предпринимателей. Сегодня отказ от ночного тарифа увеличил соответствующие затраты до 15%.

● В целом, провести полномасштабную ревизию обоснованности тарифов монополистов (прежде всего в энергетике и ж/д транспорте) и их управляющих структур при акиматах, произвести перерасчёт и возврат излишне уплаченных сумм по необоснованно завышенным тарифам.

Предлагаемая модернизация экономики должна рассматриваться, в том числе и через призму обеспечения низкоуглеродного развития и сокращения воздействия на окружающую среду в интересах нашего и будущего поколений. 

Назрела экономическая и политическая необходимость ликвидации посреднических структур во взаимоотношениях государства и бизнеса – всех институтов развития вроде Фонда «Байтерек», «КазАгро», ИФК, и др. Институты развития, создававшиеся для поддержки бизнеса, фактически выступают «узким горлышком», сосредоточив выделяемые государством средства и ресурсы, и распределяя их через собственный фильтр, часто связанный с коррупционными механизмами. Миллиардные средства, выделенные на помощь бизнесу, сознательно не осваиваются, годами накапливаются на депозитах в БВУ, а полученные проценты распределяются между менеджерами.

Неосвоенные средства институтов развития следует возвращать в бюджет, как минимум – изымать в бюджет весь инвестдоход по их депозитам. У них достаточные зарплаты, учитывая низкую эффективность для бизнеса.

● Следует оставить действующими только те национальные компании, которые непосредственно связаны с естественными монополиями и исключительными государственными интересами. Все дочерние фирмы таких компаний через приватизацию передать в конкурентную среду.

Серьезным проблемным вопросом для бизнеса на местах стала деятельность СПК в регионах, которые сосредоточили в своем непосредственном влиянии земельные участки, месторождения общераспространённых полезных ископаемых и т.д. Доступ к этим ресурсам бизнес может теперь получить, только отдавая долю в проектах. Это привело к практическому превращению СПК в легальную форму вымогательства. При этом, как показывает практика, СПК не справляются даже с ролью стабилизационных фондов на продовольственном рынке. Несмотря на отчёты об уровне инфляции на продовольственные товары на уровне 4%, фактически цены даже на отечественные продукты, например на муку, повысились на 25-30%. Это опровергает и заявления Нацбанка о «сдерживании инфляции», и роль СПК.

Следует ликвидировать подобные СПК, с передачей их ресурсов в свободный оборот.

● Обострилась тема нехватки потребительских товаров собственного производства. Эта ситуация создаёт импортозависимость нашего внутреннего рынка, болезненные колебания курса валют и инфляционные риски.

В рамках чрезвычайного положения президент принял волевое решение о введении пониженной ставки НДС на ряд социально-значимых товаров, хотя действующий Налоговый кодекс не предусматривает подобных ставок. Дифференцированные ставки НДС широко применяются странами ОЭСР и Евросоюза для поддержки приоритетных секторов, прежде всего – социальной продукции, вроде продуктов питания, одежды, детских товаров, жилищного строительства, услуг населению. Это важный инструмент экономической политики, позволяющий налогам играть стимулирующую роль.

Демпартия «Ак жол», с первых дней в парламенте вносит предложения о внедрении данного механизма в отечественной практике, нами направлены более двадцати запросов и предложений в законы. Но правительство упорно блокирует такие предложения, ссылаясь на трудности для налоговых служб.

Снизив своим решением ставки НДС на ряд социальных товаров с 12 до 8%, президент сделал шаг, который выходит за рамки действующего Налогового кодекса и оказался возможным лишь благодаря режиму ЧП. Крайне важно закрепить этот подход в законе, что мы и попытались сделать уже 15 апреля 2020 года, внеся очередной запрос правительству и поправки в Налоговый кодекс. Однако ответ госорганов остался прежним, цитируем: «Применение пониженной ставки НДС приведет к усложнению налогового учета… Предлагается использовать менее обременительные механизмы».

То, что налоги должны быть удобными для бизнеса, а не для чиновников - хорошо понимают в Европе, но никак не получается доказать у нас.

Демократическая партия «Ак жол» будет настаивать на введении пониженных ставок НДС на уровне 0-6% для социально-значимых товаров и приоритетных отраслей бизнеса.

● В целях развития перерабатывающих отраслей промышленности и производства готовой продукции, предлагается максимально понизить ввозные таможенные пошлины на сырьё, материалы, оборудование и комплектующие, используемые отечественными товаропроизводителями.

Для освоения отечественными предприятиями производства оборудования и комплектующих нефтегазового и горного оборудования, используемого крупными иностранными недропользователями в рамках сотрудничества с оригинальными производителями, необходимо освобождение такой продукции от НДС на внутреннем рынке. Иначе завозить чужое оборудование намного дешевле, чем покупать казахстанское.

● В то же время, импортозамещение не должно являться самоцелью, чтобы любой поддерживатьнеконкурентоспособный бизнес. Отечественная продукция должна отвечать самым высоким требованиям как в Казахстане, так и на международных рынках. В этих целях необходим коренной пересмотр политики технического регулирования в стране.

●Следует полностью де-криминализировать экономические нарушения. За них нужно наказывать экономическими же методами, прежде всего – штрафами.

Нужно прекратить уголовные преследования предпринимателей, которые оборачиваются арестами, вымогательствами и уничтожением бизнеса. Аресты нужно заменить денежным залогом.

● Прекратить беспричинное и тотальное давление на бизнес различных непонятных групп под видом «эпидемиологического мониторинга». Этот «мониторинг» стал формой массового вымогательства и шантажа, при молчаливом попустительстве уполномоченных органов. Порядок проверок бизнеса чётко прописан в Предпринимательском кодексе, включая ситуации эпидемии.

Кодекс указывает, что такие проверки могут проводиться только под руководством уполномоченного органа - т.е. СЭС, и в течение дня обязательно регистрироваться в прокуратуре.

Но, как сообщают предприниматели с мест, проверяющие состоят из сотрудников из акиматов и полиции, а СЭС только выписывает штрафы на основании их протоколов. Более того, сообщается, что мониторинговые групп нередко не трогают кафе и рестораны, принадлежащие родственникам чиновников, а также тех, кто согласился платить регулярную мзду. Штрафуют только тех, кто отказывается платить «дань» проверяющим.

В итоге, эти меры не защищают население от заражений, а просто стали ещё одним видом массовых вымогательств, хотя бизнес и так пострадал от карантина.

Органы прокуратуры должны защищать предпринимателей от таких самозваных «рейдов», а не занимать позицию постороннего. В этой связи, депутаты Демпартии «Ак жол» направили запрос правительству и генпрокурору с требованием урегулировать деятельность мониторинговых групп.

● Составной частью работы должны стать переговоры с крупными иностранными недропользователями, на которых приходится большая часть корпоративного рынка. Иностранные сырьевые гиганты безразличны к казахстанским производителям. Ими ежегодно импортируется продукции на сумму более 8 трлн. тенге, хотя многое из этого имеется или может производиться в Казахстане.

Демпартия «Ак жол» и ее парламентская фракции неоднократно высказывали возмущение отговорками местных госорганов по поводу 2-кратного отставания добывающих регионов в доле МСБ (10-15%) от общестранового (28,5%), хотя именно там, где есть производственные гиганты, местный бизнес должен опережать средние показатели. В развитых странах недропользователи, помимо уплаты налогов, обязываются растить местные руководящие кадры, создавать совместные сервисные компании с местным бизнесом, налаживать переработку добываемого сырья, и т.д. И в наших добывающих регионах МСБ также должен опережать средние показатели по стране - ведь чем больше денег поступает сырьевым гигантам – тем больше их должно оставаться в оплату местным партнерам. А если этого не происходит – значит, вся прибыль выводится из страны. Но ведь помимо налогов от продажи наших невосполняемых природных богатств, Казахстан должен получать новые технологии, новые сервисные предприятия, новые подготовленные кадры.

Это говорит о недостаточной работе местной власти. Первые годы независимости, благодаря деловым качествам первого президента Казахстан активно продвигал свои ресурсы, шел навстречу инвесторам, что дало мощный импульс развитию страны. Но с тех пор родилось и выросло новое поколение казахстанцев, поколение независимости; наша страна стала другой, экономика ставит новые задачи. Многие из иностранных инвесторов, вложивших средства в первые годы независимости Казахстана, получили многократную прибыль на наших природных богатствах. Неужели вместо того, чтобы ссылаться на слабое качество товаров и недостаточную квалификацию работников, иностранным сырьевым гигантам за тридцать лет нельзя было обучить казахстанских специалистов, отобрать и вырастить из наших граждан первых руководителей компаний, помочь освоить технологии и наладить совместные производства закупаемых товаров? Почему в Атырау и Актобе инвесторы продолжают нанимать иностранных подрядчиков, а например, в Темиртау годами не оплачивают миллиардные суммы казахстанским предпринимателям за уже выполненные контракты?

Пришло время ставить такие вопросы не только Демократической партии «Ак жол» в парламенте, но и правительству и местным акиматам в переговорах с инвесторами. Нужно законодательно обязать иностранных инвесторов растить казахстанские кадры, закупать отечественную продукцию и оборудование, при необходимости – создавая совместное производство, начав с освоения заменяемых узлов и деталей.

В 2014 году Правительство исключило из Закона «О госзакупках» понятия «казахстанского товара» и «казахстанского производителя». Только депутаты демпартии «Ак жол» выступили против, и 9 раз ставили на голосование сохранение этих норм, 9 раз другие две фракции проголосовали против нашей позиции и исключили защиту отечественного бизнеса из законодательства о госзакупках.

Впоследствии мы направили два десятка депутатских запросов с требованием принять закон «О закупках», чтобы защитить интересы казахстанских предприятий в нацкомпаниях и крупных недропользователях, но неизменно получали отказ.

С 1 января 2021 года по правилам ВТО прекращается действие нормы Кодекса о недрах, которая хотя бы частично сохраняла преференции для отечественных предпринимателей в закупках сырьевых гигантов. Иностранные инвесторы смогут полностью игнорировать казахстанский бизнес. Это огромная проблема. В условиях пандемии, которая обернулась мощнейшим мировым экономическим кризисом, все страны защищают свои предприятия.

Мы обратились к правительству с требованием защитить наших производителей и настаивать на пересмотре норм ВТО и ЕАЭС, ущемляющие интересы казахстанских компаний.

Привлечение иностранных работников должно носить исключительный характер и персонально рассматриваться на уровне министерства труда, НПП и федерации профсоюзов

Государство обязано поддержать людей дела - тех, кто зарабатывает сам, платит налоги в бюджет и дает работу другим.

VI. ВЗВЕШЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

На фоне глобализации многих международных процессов, включая пандемию, активизацию политической и экономической роли крупных соседних государств, прежде всего – России, Китая, Турции, появление сложных факторов международной повестки, таких как события в Белоруссии и Кыргызстане, война в Нагорном Карабахе, и т.д. – особое значение приобретет внешняя политика Республики.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что внешняя политика Республики, включая участие в интеграционных объединениях, должна опираться, прежде всего, на национальные интересы нашей страны, а также политику многовекторности в отношениях с основными субъектами на международной арене.

При этом, ни одно объединение, включая ЕАЭС, не должно подвергать риску такие ценности, как Независимость и территориальная целостность Казахстана. Мы выступаем против создания «над-национального парламента» и иных подобных идей, ограничивающих политическую самостоятельность нашего государства. Участие в интеграционных объединениях должно преследовать единственную цель – взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество, приобщение к лучшим достижениям человечества; и не претендовать на ограничение политической Независимости Республики.

События в соседних регионах также показывают необходимость поддержания высокой степени обороноспособности, оснащения вооружённых сил самыми современными техническими средствами и средствами «гибридного» противостояния любым угрозам национальной безопасности и территориальной целостности Республики.

Как парламентская партия,  мы готовы совместно работать со всеми другими политическими силами и помогать нашей стране в реализации этих задач.

Ак жол, Казахстан!