17 октября 2012 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол»
Для повышения эффективности расходов бюджета необходимо внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат - об этом заявил Азат Перуашев, выступая на пленарном заседании Мажилиса по обсуждению проекта бюджета на 2013-2015 г.г.
Это предусматривает распределение бюджетных средств между администраторами в зависимости от возможности достижения ими конкретных показателей. Расчет стоимости государственных услуг должен производиться только после определения конечных целей оказания услуг, с учетом их экономической и социальной эффективности.
Однако, по мнению депутата, очень сложно признать применяемые сегодня индикаторы по текущим программам и программам развития в качестве показателей эффективного конечного результата.
В качестве примера Азат Перуашев привел Программу «Содействия продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки» Министерства индустрии и новых технологий. В рамках направления «Экспортер -2020», показателем результата определено – Количество предприятий, получивших государственную поддержку при продвижении на зарубежные рынки. В 2012 г. по данной программе планируется заключить экспортных контрактов на сумму 150 млн. долл., при запланированном количестве предприятий - 320. Т.е. средняя стоимость одного такого контракта закладывается на уровне менее 470 тыс. дол. Если учесть, что себестоимость контрактов составляет не менее 2/3 от оборота, прибыль полученная по ним составит лишь 100-150 тыс. дол, из которых около 30-40 тыс.долларов составит государственная поддержка из бюджета. Он выразил сомнение в существенном влиянии таких контрактов на состояние отечественных предприятий и национальной экономики в целом.
Кроме того, был приведен еще пример - по Минздраву. Показателем конечного результата по подпрограмме 100 «Обеспечение и расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, финансируемой за счет местного бюджета» является поэтапное снижение смертности от онкологических заболеваний на 100 тыс. чел. со 102,6 чел в 2012 г., до 99,5 чел. - в 2013г. и 96,2 чел – в 2014г. Эти же самые данные приводятся и как показатели конечного результата и по подпрограмме 101 «Закуп лекарственных средств, вакцин и других иммунобиологических препаратов».
«Возникают вопросы о дублировании целей, либо об их недостаточной конкретизированности и детальной проработке. И такие примеры можно привести практически по каждому администратору, - отметил Азат Перуашев. - Складывается впечатление, что вместо формирования бюджета по принципам нацеленности на результат, практической основой для бюджетного планирования послужили отчетные данные за прошлый период, плюс простой математический досчёт на 20-30 процентов. В результате при оценке исполнения бюджета процент освоения бюджетных средств заменяет оценку эффективности их расходования».
По мнению «акжоловцев», нынешняя структура бюджетных расходов не является оптимальной. Показатели эффективности использования бюджетных средств свидетельствуют о сохранении потребительского характера бюджетного планирования и о недостаточном внимании к мерам стимулирования экономического развития.
Учитывая ограниченность времени, отведенного для выполнения бюджетных процедур, депутаты фракции «Ак жол» поддержали предложенный проект бюджета. «Мы понимаем, что длительные дискуссии по бюджету приведут к срыву реализации госпрограмм, создадут серьезные проблемы жизнедеятельности страны», - отметили «акжоловцы». Вместе с тем,, они обратили внимание госорганов на необходимость разработки специальной бюджетной стратегии, предоставляющей возможности осуществления бюджетного маневра. Такая стратегия должна учесть недостатки предыдущих программ и ответить на следующие вопросы:
Парламентская фракция ДПК «Ак жол» считает, что любое предлагаемое бюджетное решение должно анализироваться не только с точки зрения возможностей его финансового обеспечения, но и создаваемого им мультипликативного эффекта в достижение долгосрочных стратегических целей развития страны.