21
Июнь

«Ак жол»: Парламент должен утверждать не только бюджет, но и Программу действий Правительства и отчет об ее исполнении

Выступление А.Перуашева на совместном заседании Палат Парламента по Отчёту Правительства об исполнении бюджета за 2020 г.

Уважаемые Нурлан Зайруллаевич, Маулен Сагатханович, уважаемые коллеги.

Наша фракция изложила свою оценку рассматриваемым документам на Пленарном заседании Мажилиса.

Обсуждая их, нужно учитывать, какой сложный и трагический это был год и для Казахстана, и для всего человечества.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что в тяжелейших условиях 2020-го года вся страна и прежде всего - наши врачи, медсёстры, волонтёры, предприниматели, просто жители страны совершили настоящий гражданский подвиг.

Буквально вчера отмечался день медицинского работника, накануне которого Президент К.Токаев открыл мемориал памяти врачей, погибших в борьбе с пандемией.

От имени партии «Ак жол» выражаю признательность и восхищение медикам и всем другим нашим соотечественникам, внёсшим вклад в противостояние со смертью, и продолжающим эту борьбу сегодня.

В то же время, государственные органы и должностные лица, непосредственно отвечающие за состояние дел в здравоохранении, социальном обеспечении, цифровизации, защите и кредитованию предпринимательства – оказались явно неготовы к таким потрясениям.

На те огромные средства, которые были выделены Главой государства из Национального фонда, - можно было бы и нужно было сделать больше. И сделать эффективнее.

Насколько именно больше и эффективней, и кто именно из руководителей министерств и ведомств не прошёл этот тест – это вопрос уже к ним, и к контролирующим органам, которые дадут оценку использования и прозрачности этих государственных средств

В то же время, необходимо отметить, что жизнь и задачи, решением которых занимается государство, не ограничиваются вопросами бюджета и выходят далеко за его рамки.

Именно поэтому Демократическая партия «Ак жол» в своей политической программе предлагает выносить на утверждение Парламента не только бюджет, но и Программу действий Правительства, когда о его успехах и неудачах можно будет судить не только по освоению средств, но прежде всего – по выполнению поставленных задач.

Другой нашей инициативой является разработка и принятие национального Акта экономической свободы, составной частью которого стало бы введение унитарного (консолидированного) бюджета. В таком формате должны будут проходить утверждение Парламентом не только бюджеты министерств, но и бюджет квазигоссектора, всех национальных компаний, фондов и структур с обязательными платежами, таких как ЕНПФ, Фонд соцмедстрахования и др.

В таком унитарном бюджете были бы недопустимы случаи, о которых рассказала наша коллега, сенатор Ольга Перепечина, когда квазигоспредприятия на бюджетные деньги закупают себе яхты, рестораны, гостиницы и конюшни.

Другим результатом унитарного бюджета стала бы возможность практического сравнения общих затрат государства, направляемых на поддержку предпринимательства – с теми объёмами, которые реально доходят до назначения, пройдя через сито всевозможных «Байтереков», БРК, СПК и других институтов развития.

Унитарный бюджет очень быстро прояснил бы, какие суммы уходят на их офисы и премии, а какие – остаются на реальную поддержку бизнеса.

Но, к сожалению, наши предложения пока остаются неуслышанными.

Поэтому мы сегодня работаем в том формате Отчёта, который определён законодательно.

Нужно признать, что даже в этих условиях Счётный комитет провёл большую работу по выявлению пробелов и наведению порядка в использовании бюджетных средств.

Не случайно, в ходе обсуждения Отчёта в Мажилисе, ответы и объяснения некоторых министров вызывали откровенное недоумение.

Всё это результат того, что ведомства работают не с людьми и их проблемами, а с бездушной статистикой. А некоторые руководители министерств увлеклись манипулированием этой самой статистикой настолько, что потеряли обратную связь не только с населением, но и с госорганами на местах.

Сегодня особо хотелось бы отметить, что назрела необходимость совершенствования самого бюджетного законодательства, его методологии и контроля исполнения.

С одной стороны, нужно более ясное и полное видение бюджетных потоков, включая квазигоссектор и внебюджетные, но обязательные платежи; прослеживаемость каждого тенге и его влияния на социально-экономическое развитие страны и решение задач, волнующих общество.

С другой – нужна чёткая персонализация ответственности за использование этих средств, исключающая возможность прикрытия различных манипуляций в этой сфере - бюрократическими процедурами.  

Эти меры нужны не только в связи с необходимостью крайне рачительного отношения к бюджету, но и на фоне критического приближения к неснижаемым остаткам Национального фонда. Фракция «Ак жол» в который раз призывает ограничить такие изъятия и остановить проедание средств, которые принадлежат будущим поколениям Казахстана.

Мы требуем от Правительства и его экономического блока разработки новых конкретных подходов в этом направлении. И наша фракция, как, думаю, и все депутаты, будут готовы совместно рассмотреть и поработать над этими изменениями.

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемый Маулен Сагатханович.

Думаю, никто из присутствующих не заподозрит нашу фракцию в излишних симпатиях к чиновникам.

Мы неоднократно и по делу критиковали руководителей министерств и ведомств, как и Правительство в целом.

Однако принимая во внимание то, в каких тяжелейших условиях локдауна работало Правительство в рассматриваемый период (о чём уже говорили мои коллеги), надеемся, что будут сделаны правильные выводы из состоявшегося обсуждения в Мажилисе, Сенате и на сегодняшнем заседании, включая работу конкретных госорганов и их руководителей.

Поэтому, с учётом обсуждения и высказанных предложений, наша фракция полагает возможным поддержать рассматриваемые Отчеты Правительства и Счетного комитета.

Благодарю за внимание.