21
Сентября

«Ак жол»: Вопреки целям ЕАЭС, односторонние действия российских служб искусственно ограничивают экспорт казахстанской продукции

21 сентября 2016 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»



Вопреки целям ЕАЭС, односторонние действия российских служб искусственно ограничивают экспорт казахстанской продукции - об этом заявил Берик Дюсембинов, озвучивая депутатский запрос фракции на пленарном заседании Мажилиса.
Речь о том, что одним из существенных барьеров для свободного перемещения товаров в пределах ЕАЭС является введение нашими российскими партнерами института предварительного уведомления для ввоза подкарантинной продукции. В настоящее время на приграничной линии России и Казахстана установлено 15 пунктов предварительного уведомления (ППУ) для ввоза подкарантинной продукции. Машины с казахстанской продукцией после пересечения границы должны уведомить ППУ о прибытии, а также представить груз и сопроводительную документацию для прохождения проверки.
Принимая во внимание тот факт, что протяженность казахстанско-российского участка государственной границы составляет более 7500 км, частота расположения ППУ составляет 1 ППУ на 500 км.
В то же время, согласно Постановлению Правительства РК от 9 июля 2013 № 697 «Об утверждении перечня пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан», на казахстанско-российском участке границы расположен 51 пункт пропуска, однако казахстанские перевозчики могут проследовать только через те пункты пропуска, где имеется ППУ с российской стороны.
При этом, рамки компетенции ППУ не конкретизированы и не регламентированы официальными правовыми документами, т.е. наши производители и перевозчики сельхозпродукции не имеют конкретных сведений в части сроков проведения ППУ проверок подконтрольных грузов, перечня требуемой сопроводительной документации, причин и сроков возможных задержек и запретов.
«При подобной системе ввоза сельхозпродукции на территорию России, с учетом удаленности ППУ друг от друга, перевозчики несут существенные дополнительные неоправданные затраты финансовых и временных ресурсов, они не могут полноценно планировать перемещения грузов, не могут быть уверенными, что поставят тот или иной груз до пункта назначения и в срок, не могут гарантировать даже собственное честное имя, т.к. зачастую действия Россельхознадзора застают их врасплох, - отметил Дюсембинов. - При этом, как подкарантинная, так и ветеринарная продукция, в основном, являются скоропортящимися, и в случае непредвиденной задержки, могут попросту потерять товарную ценность, превратившись в груз «пищевых отходов».
Из всего вышеизложенного в «Ак жоле» делают вывод, что те принципы и цели, которые закладывались на первоначальном этапе создания Союза, в настоящее время все больше оказываются затертыми документарной рутиной, постепенно становящейся самоцелью. Гармонизация требований и стандартов в области фитосанитарии и ветеринарии на деле оказываются «бумажными договоренностями», не имеющими фактического применения.
В недавнем прошлом Казахстан экспортировал сельхозпродукцию в Россию на «общих» условиях, в то время как сегодня Россельхознадзор регулярно вводит «индивидуальные» особенности перемещения для РК, иногда более суровые, чем в отношении третьих стран.
«Что приобретает отечественный бизнес, а равно и вся экономика республики, от нашего пребывания в Союзе, и не оказалась ли вчерашняя граница более открытой, нежели сегодняшнее ее отсутствие?», - задаются резонными вопросами депутаты «Ак жола».
В этой связи, фракция ДПК просит правительство дать оценку соответствия односторонних действий российской стороны по ограничению экспортных возможностей казахстанского бизнеса с принципами и целями Договора о евразийском экономическом союзе и рассмотреть возможность принятия с нашей стороны зеркальных мер.
Парламентская фракция ДПК «Ак жол» продолжает работу по реализации предвыборной программы и защите интересов казахстанского бизнеса.