Азат Перуашев настаивает на принятии закона, регулирующего процедуры закупок в национальных компаниях в интересах отечественных производителей
25 июня 2014 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Необходимо принятие закона, регулирующего процедуры закупок в национальных компаниях в интересах отечественных производителей – ниже приводится текст выступления Азата Перуашева на расширенном заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию по вопросам защиты отечественных товаропроизводителей в системе закупок национальных компаний и предприятий квазигосударственного сектора 24 июня т.г.
Уважаемые коллеги.
Как Вам известно, в соответствии с Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг. (ГПФИИР), утвержденной Указом Главы государства от 19 марта 2010 года о № 958 установлено, что одним из приоритетов является увеличение доли казахстанского (местного) содержания при осуществлении государственных закупок до 87 процентов.
Законом РК «Об административных процедурах» установлен запрет на принятие решений, допускающих необоснованное снижение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны (ст.22).
В свою очередь Законом РК «О национальной безопасности» (ст. 22) установлено, что экономическая безопасность страны обеспечивается решениями государственных органов и должностных лиц, направленными на увеличение доли производства отечественных товаров и услуг в экономике страны.
В этой связи, обсуждаемая на сегодняшнем мероприятии тема поддержки отечественных товаропроизводителей в системе закупок национальных компаний представляется весьма актуальной и своевременной.
С позиции ряда казахстанских товаропроизводителей значимость данного вопроса связана также с тем, что последние изменения в Закон «О государственных закупках» негативным образом отразились на отечественных товаропроизводителях.
Согласно нормам ныне действующего Закона к товарам, работам, услугам изготавливаемым, выполняемым, оказываемым потенциальными поставщиками из России и Беларуси, применяется национальный режим на равных условиях с товарами, работами и услугами казахстанского происхождения.
Введение национального режима в отношении поставляемых товаров приводит к тому, что участились случаи закупа организаторами проводимых закупок товаров полностью производимых в других странах Таможенного союза
Анализ продаж АО «Агромашхолдинг» и ТОО «СарыаркаАвтоПром» за аналогичные периоды (январь-май) 2013 и 2014 гг. показывает, что в течение первого же полугодия действия новых требований произошло сразу двукратное (!) снижение общего объема продаж автомобилей казахстанской сборки по гозскупкам.Ттак:
- за период январь-май 2013г. было передано – 320 ед. автомобилей, на конец мая подписано 27 договоров на 560 автомобилей со сроком поставки на более поздний срок.
- за период январь - май 2014г. было фактически передано 199 ед. автомобилей, подписанных договоров 14 на общее количество автомашин 280 ед.
Имеются не менее наглядные примеры и по другим отраслям.
Не случайно, что в Мажилисе Парламента проект Закона «О госзакупках» подвергсяострой критике со стороны депутатов фракции «Ак жол», да и всего депутатского корпуса. Однако исходя из международных обязательств РК в частности, Соглашения о государственных (муниципальных) закупках ратифицированного РК 8 июля 2011 года, данный проект Закона после доработки все же был принят.
Депутатам «Ак жола» удалось настоять на внесении в указанный Закон определенных норм по поддержке отечественного бизнеса. В частности, по аналогии с российским и белорусским законодательством, Правительству РК предоставлено право устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых иностранными поставщиками, в целях защиты конституционного строя, обеспечения правопорядка, национальной безопасности и обороноспособности страны, а также защиты внутреннего рынка РК.
Еще один важный момент по поддержке отечественных компаний, который нашей фракции удалось отстоять в Законе - это возможность гарантированных закупок у субъектов отечественного малого и среднего предпринимательства. Организатор государственных закупок при осуществлении государственных закупок обязан осуществлять государственные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее пятнадцати процентов от общего объема в суммарном выражении, выделенного для приобретения данных товаров, работ, услуг в текущем году.
Тем не менее, наши наиболее принципиальные предложения – о защите интересов отечественных производителей в целом – были отклонены.
При этом министерство финансов в официальном письме на моё имя уведомило, что возможность защиты интересов казахстанских производителей будет решена через закон «О закупках», регулирующий деятельность национальных компаний и предприятий квази-государственного сектора.
Данное предложение вызвало откровенный оптимизм и у фракции «Ак жол», и у бизнес-сообщества в целом, по той простой причине, что объемы рынка квази-государственного сектора в 6 раз превосходят рынок госзакупок! Например, в 2012 г. рынок госзакупок составил 1 трлн 589 млрд тенге, тогда как рынок закупок нацкомпаний и недропользователей– 8 трлн 400 млрд тенге!
Поэтому национальный бизнес, безусловно, заинтересован в наведении порядка и прозрачности, а также в получении преференций в данном секторе.
При этом, подобный подход не противоречит существующей практике в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС: так, нормы о приоритете местных товаров и услуг установлены Федеральным Законом РФ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц», который устанавливает требования для государственных корпораций, государственных компаний и их дочерних предприятий.
В то же время, мы не обольщаемся этой идеей, поскольку предложения о закреплении порядка проведения тендеров и иных закупок нацкомпаниями и недропользователями, по понятным причинам, не приветствуются в самих таких компаниях.
Как показывает, во всяком случае, мой личный опыт обсуждения вопроса с их представителями, квазигосударственный сектор считает, что у их предприятий должны быть развязаны руки для оперативного принятия решений. Нередко менеджеры ссылаются на «особую роль» их компаний в выполнении стратегических задач развития и т.д.
Это всё обсуждаемо, но при этом поступают многочисленные сигналы от частных предпринимателей о нарушении их прав при закупках в квази-государственном секторе, вымогательствах и поборах, злоупотреблении должностными полномочиями (например, в одном из обращений говорится о вымогательствах при подаче вагонов зерновикам – от 200 до 600 долларов, или при сокращении сроков оплаты за поставленные товары и услуги и т.д.).
Судя по всему, пришло время признать, что в РК сформировалась система корпоративной коррупции в квази-государственном секторе, в отличие от коррупции на госслужбе.
И по моему мнению, именно принятие соответствующего закона «О закупках» может стать важным факторов в выявлении, пресечении и предупреждении корпоративной коррупции.
Думаю, что мы в достаточной мере предоставили свободу нацкомпаниям и госпредприятиям в этой сфере на этапе становления гос.сектора экономики.
Теперь пора наводить порядок и прозрачность.
Однако то, что разработка такого закона столкнётся с противодействием – очевидно уже сейчас. В ответе министерства финансов еще 4 декабря 2013 г. говорилось, что работа над законопроектом ведётся. Сегодня 24 июня, прошло полгода – а уполномоченный госорган в лице АЗК до сих пор не может представить депутатам, даже на сегодняшний комитет - не только сам законопроект, но даже его концепцию.
Сегодня Галым Избасарович (председатель АЗК) не согласился с моей критикой, что его агентство не хочет защищать отечественный бизнес. Я действительно говорил об этом в своих интервью, ссылаясь на мнение бизнеса. А бизнес исходит из фактов: внесите такой законопроект, и все вопросы снимутся.
С тех пор, как нацкомпании и госпредприятия были выведены из-под действия закона «О госзакупках» в 2008 г., - прослеживается постепенное сокращение объёмов госзакупок, но одновременно наблюдается увеличение закупок в квазигосударственном секторе. Происходит перетекание тендерных и закупочных процессов в менее прозрачный сектор.
Вокруг министерств, ведомств и акиматов создаются различные АО, ТОО и РГП, деятельность которых не подпадает под закон «О госзакупках», к ним от этого госоргана передаются функции по закупу и тем самым создаются условия для более вольного обращения с государственными средствами. Эту возможность надо перекрыть.
Не случайно пару месяцев назад депутаты партии «Ак жол» в нашем депутатском запросе предложили ввести мораторий на создание новых «дочек» госорганов взамен подлежащих приватизации с аналогичными функциями. Иначе под приватизацию передадут «пустышки», а сами финансовые потоки так и останутся в руках чиновников и госменеджеров.
Взамен требований Закона, в 2009 г. для квази-государственного сектора были разработаны и Постановлением Правительства были приняты Типовые правила закупок для национальных холдингов, компаний и организаций, которые предусматривают требования по казахстанскому содержанию.
Однако данные правила не носят характер прямого действия, каждая конкретная компания на их основе устанавливает собственные требования.
Кроме того, за нарушение предусмотренных правилами норм отсутствует какая-либо ответственность должностных лиц, кроме дисциплинарной.
Наглядный пример: по данным АЗК, в 2012 году за нарушения в сфере госзакупок было привлечено к дисциплинарной ответственности 1483 чиновника, к административной – 655, к уголовной – 371.
В то же время, в квази-государственном секторе за нарушения при закупках привлечены к дисциплинарной ответственности 118 менеджеров, к административной и уголовной – 0. Хотя объемы здесь в 6 раз больше, чем в госзакупках. Как говорится, делайте выводы.
Отсутствие полноценной ответственности создаёт коррупциогенные предпосылки, так как позволяет без особых рисков распоряжаться гигантскими суммами.
Имеются вопросы по транспарентности (а точнее, не-транспаретности) проводимых закупок национальным управляющим холдингом и другими субъектами квазигосударственного сектора.
Необходима работа по сокращению излишних бюрократических процедур при участии в закупках отечественных производителей.
По информации казахстанских товаропроизводителей, при закупках проводимых группой компаний АО «ФНБ «Самрук –Казына» и закупках недропользователей, организатор обязан проводить закупку способом закупки ценовых предложений, только после получения писем с АО «Национальное агентство по развитию местного содержания «Nadloc» и Министерства индустрии и новых технологий, о том, что в Казахстане нет отечественных товаропроизводителей закупаемого товара.
Зачем нужны такие дополнительные процедуры не понятно. Ведь Фондом ведётся Реестр отечественных товаропроизводителей. Для чего он формируется, если требуется согласие еще агентства и министерства?
Важнейшим стимулом инвестиций всегда выступает уверенность в будущем. Если мы хотим стимулировать инвесторов, особенно с новыми технологиями и современным оборудованием – мы должны гарантировать, что построенные ими предприятия не будут простаивать. Это значит, нужен переход к практике долгосрочных – 5-7-10 летних контактов в системе закупок квазигосударственного сектора.
А у нас в ФНБ «Самрук-Казына» доля долгосрочных контрактов составляет 1,6% от всех заключенных договоров. Откуда взяться инвестициям и технологиям при таком подходе?
Наконец, серьёзной проблемой в закупках является отсутствие паритетных, равноправных отношений между заказчиком и исполнителем. Разница в штрафных санкциях между ними за аналогичные нарушения может оказаться 10-кратной! Если исполнитель обязан поставлять товары/услуги день в день, то оплату за них нацкомпании задерживают до полугода без каких-либо последствий, фактически бесплатно кредитуясь у частного бизнеса.
И это далеко не полный перечень аргументов за скорейшую разработку и приятие закона «О закупках», регулирующего деятельность квази-государственного сектора.
Мы понимаем, что тема достаточно непростая, имеются аргументы и против такой позиции, и приглашаем открыто их обсудить.
Благодарю за внимание.