Соглашусь с
Газизом Абишевым: решение Казахстана о передаче «чёрных ящиков» разбившегося
азербайджанского борта не в Межгосударственный авиационный комитет СНГ (МАК), а
именно Центру расследования и предотвращения авиационных инцидентов Бразилии
(Centro de Investigação e Prevenção de Acidentes Aeronáuticos, CENIPA) -
действительно знаковое и принципиальное событие.
В недавнем
интервью телевидению президент Азербайджана Ильхам Алиев сообщил, что Баку
отказался от предложения Межгосударственного авиационного комитета (МАК)
провести расследование катастрофы.
Это решение он
объяснил тем, что не уверен в объективности МАК.
«Азербайджан с
первого дня выступал за то, чтобы этим делом занималась группа международных
экспертов. Российская сторона официально предложила нам, чтобы это дело
расследовал Межгосударственный авиационный комитет. «Мы категорически
отказались от этого», — сказал Алиев. — Потому что факторы объективности здесь
могли быть обеспечены не полностью» (https://www.bbc.com/russian/articles/c3902xp7d7jo.amp).
В этой связи
политолог Газиз Абишев даже предположил возможность оказания российской
стороной некоего давления на наши уполномоченные органы, в чьих руках и
находился вопрос передачи «чёрных ящиков».
Очевидно, что от
позиции руководства Казахстана в данном вопросе зависели и достоверность
расследования, и доверие к его результатам пострадавших сторон, а шире говоря -
и доверие международного сообщества; и снижение температуры либо дальнейшее
обострение дискуссии между руководителями Азербайджана и РФ.
В этих
обстоятельствах, с учётом накала открытых споров на уровне руководства
государств, не сомневаюсь, что решение о передаче ключевых факторов
расследования бразильской стороне принимал лично глава Казахстана.
Президент
Касым-Жомарт Токаев в очередной раз подтвердил своё реноме дипломата высшего
класса, умеющего найти правильный и взвешенный подход в самых сложных
ситуациях.
Передача «чёрных
ящиков» в руки CENIPA не только отвечает нормам международного авиационного
права (напомню, разбившийся самолет Embraer бразильского производства), но и:
⁃ Переводит
разбирательство ключевых элементов расследования в нейтральную/непредвзятую
зону (очевидно, что причиной крушения стали не технические изъяны
производителя, а «внешнее воздействие», как выразился азербайджанский
президент);
⁃ Снимает с
повестки дня вопрос о доверии/недоверии к результатам расследования МАК, где
основную роль играют российские специалисты;
⁃ Способствует
доверию результатам исследования «чёрных ящиков» всеми сторонами и международным
сообществом в целом;
⁃ Тем самым
снижает градус дискуссии между руководством Азербайджана и России;
⁃ В случае
принятия адекватных мер по итогам расследования, включая привлечение к
ответственности виновных лиц - создает условия для нормализации отношений
российской стороны с пострадавшими в этой трагедии соседями.
⁃ В очередной раз
повышает авторитет Казахстана и его лидера, как реально независимой страны,
уважающей международное право и исповедующий принципы открытости даже в таких
запутанных и напряженных коллизиях.
Что
сказать, респект г-н президент.