Кадровые решения,
произошедшие в Казахстане за последнее время активно обсуждаются среди
казахстанцев. Эксперты высказывают свои предположения, связанные со сменой
руководителей на тех или постах. Своим мнением о смене главы Мангистауской
области и Нацкомпании "КазМунайГаз" с нашей редакцией поделился
депутат Мажилиса Парламента РК Азат Перуашев, передаёт BaigeNews.kz.
Азат
Турлыбекович, с чем, по Вашему мнению, связано решение Президента К. Токаева об
освобождении Н. Ногаева с должности акима Мангистауского региона? И как Вы
думаете, почему Магзум Мирзагалиев покинул пост главы "КазМунайГаза"?
— Возможно,
перемены связаны с тем, что в регионе уже на протяжении нескольких месяцев
продолжаются протестные выступления жителей и трудовых коллективов. В этих
событиях можно увидеть как достаточно обоснованные вопросы, так порой и откровенные
спекуляции на грани шантажа. В частности, когда за протестами подрядных
организаций прослеживаются попытки давления для получения неконкурентных
преимуществ на рынке, выбить себе контракты, тендеры.
Причём, с такими
ультимативными требованиями выступают то работники одной компании, то их прямые
конкуренты. Но рыночные процедуры закупок той же нацкомпании не должны и не
могут так решаться. А попытки такого давления через протестные акции,
социальные сети - это не правовые методы, а фактически шантаж. Да и сами
требования довольно неоднозначные.
Например, чтобы
зарплаты у конкретной частной компании были на уровне нацкомпаний, либо,
чтобы всех её работников трудоустроили в нацкомпании (это самое частое
требование жителей региона вообще) и так далее. Невозможно всех
сотрудников всех частных предприятий и всех жителей устроить в нацкомпанию. Это
будет, скажем так, государственный монополизм, а мы всё-таки движемся к
рыночной экономике. И важную роль здесь должны играть именно конкурирующие между
собой частные компании. Но даже в самых монополизированных экономиках
невозможно всех обеспечить одной и тоже же работой (например, нефтяниками),
более того — в таких моноотраслевых системах проблема безработицы ещё
острее.
А в чём, на
Ваш взгляд, заключается главная проблема обеспечения равной оплаты труда?
— Что
касается равной зарплаты — здесь есть одна скрытая проблема, связанная со
слабостью профсоюзов, которые защищали бы интересы работников перед
работодателями - мы как-то её обсуждали с прежним руководством
"КазМунайГаз".
При участии в
конкурсах, подрядные организации, чтобы снизить цену своих предложений,
зачастую сокращают фонд оплаты труда. Они не могут экономить на технологиях, на
материалах, но экономят на людях, т.е. заведомо понижают зарплаты своих
сотрудников. И в результате действительно, специалисты работающие в разных
организациях за одну и ту же работу получают несопоставимые зарплаты. Поэтому
есть вопросы к самим подрядным организациям, чтобы они не ущемляли права своих
работников.
Мы даже обсуждали
с КМГ, что в правила закупок "Самрук-Казына" надо прямо запретить
подрядным организациям снижать ценовые предложения за счёт фонда оплаты труда.
От протестующих звучат и требования обеспечить частные компании новой техникой
за счёт нацкомпаний - тоже очень спорный вопрос. Если не ошибаюсь,
"КазМунайГаз" где-то даже пошёл навстречу таким требованиям, но
остаются сомнения в правовой стороне таких решений - за счёт государства
обновлять основные средства частной компании.
Но нельзя отрицать
и другие причины протестов, связанные с реальными нарушениями. В прошлом году,
по инициативе граждан, были выявлены коррупционные схемы, выявлялись факты
трудоустройства вне утвержденного списка, непрозрачное управление
ресурсами. С этими вещами нужно бороться. И то, что на протяжении долгого
времени эти события как-то были пущены на самотёк, это действительно минус для
руководства региона и для руководства нацкомпании, наверное, тоже.
Мир изменился, и
если раньше можно было "замолчать" проблемы и дожидаться, чтобы они
сами собой "рассосались" — уже не получится. В век информатизации и
социальных сетей нерешённые проблемы не купируются, а нарастают. Поэтому там,
где требования законные, где реально выявляются нарушения - ими нужно
заниматься. Насколько я знаю, КМГ над этим работала, компания и сама
выявляла эти нарушения. Но видимо не настолько эффективно, чтобы устранить сами
причины.
Что касается
необоснованных требований (которые иногда выдавались за
"забастовки"), где кто-то требует их трудоустроить в нацкомпании,
вне установленной самими жителями очереди, или выдвигая государству претензии,
которые по идее нужно предъявлять своим работодателям или профсоюзам — с такими
вещами тоже надо работать. Местные власти и нацкомпания должны были постоянно
вести разъяснительную работу, но видимо этого не произошло.
Какие ещё
факторы могли стать причиной отставки Нурлана Ногаева?
— Нужно признать,
что в целом, Мангистауский регион достаточно сложный не только по протестным
событиям, но и по объективным причинам: это большие проблемы экологией, с
пресной водой, с продовольствием и ценами на него: все продукты питания
завозятся издалека; это вопросы качества жизни в целом. Все это сказывается на
настроениях людей. Поэтому помимо купирования протестов, борьбы с коррупцией -
нужно работать над повышением качества жизни, обеспечение водой, развитием
влагосберегающих агротехнологий и т.д.
Ещё одна
долгоиграющая "мозоль" — тревожная ситуация и плачевное экономическое
положение на "МАЭК", от которого зависит энергетика и водоснабжение
региона. Не прибавили баллов акиму и недавние миллиардные нарушения на этом
стратегическом объекте. В целом, Мангыстауская область из когда-то донора
республики скатилась к дотируемым, возможно Нурлану Ногаеву поручалось (или
возлагались такие надежды) исправить эту ситуацию с бюджетом нефтяного края, но
не срослось.
Нурлан Ногаев
опытный руководитель, он возглавлял две западные области, был и министром
энергетики – так что и регион и отрасль для него хорошо знакомы. Названные
проблемы для него не новость, он вроде занимался ими, причём по разным
направлениям. Но, возможно, на каком-то этапе вверенные структуры
самоустранились от решения вопросов.
Думаю, что
опыт, знания Ногаева могут быть и дальше востребованы в государстве,
если, конечно нет других моментов, по которым его отстранили. В любом случае
эта отставка показывает, что прежние заслуги не будут служить индульгенцией от
новых просчётов.
А как Вы
можете охарактеризовать работу экс-главы "КазМунайГаза"?
—Что касается
Магзума Мирзагалиева – это также тоже профессиональный и компетентный
руководитель. В ситуациях с протестами в Мангыстау возглавляемый им
"КазМунайГаз" работал достаточно конструктивно: договорился об
очереди на трудоустройство, разъяснял позицию по подрядчикам. Были даже
сообщения, что КМГ обязался обновить технику частных компаний.
С точки зрения
рыночных принципов это вызывает вопросы, но во всяком случае показывает,
что желание снять напряжённость, выйти за формальные рамки – оно было. Но
посмотрим, что дальше. Вполне возможно, что Магзум Мирзагалиев будет
востребован государством и дальше, опять же, если это решение не связано с
какими-то грубыми нарушениями. Хотелось бы на это надеяться.
И пример Ералы
Тугжанова как раз такого рода. Опытный госменеджер, который и регионы
возглавлял и был вице-премьером. Его особое качество – умение вести
переговоры, возможно, выработанное в аппарате Ассамблеи народа Казахстана.
Приведу пример –
когда обсуждалась ситуация вокруг земельного вопроса, который тоже в своё время
послужил поводом для протестов — в Правительстве эту работу
возглавил Ералы Лукпанович и ему удалось усадить за один стол все стороны
и прийти к приемлемым решениям.
Возможно, в нынешних
условиях как раз для усиления таких переговорных позиций Правительства с
обществом по неоднозначным вопросам и потребовалось участие Тугжанова.
Тем более, наиболее острые дискуссии сегодня поднимаются в западном регионе,
откуда и он сам, и где он возглавлял Актюбинскую область. Думаю, что на
него возлагаются определенные компетенции в этом плане, где он наверняка будет
полезен.