11 сентября 2018 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
«При развитии придорожного сервиса надо отдавать предпочтение местным предпринимателям» - в ходе «правчаса» о развитии автодорог руководитель фракции «Ак жол» рассказал о малом бизнесе, пострадавшем из-за переноса автотрасс в обход населенных пунктов.
«Мы строим дороги в обход десятков населенных пунктов. Да, защищаем людей, от проносящихся автомобилей. Но давайте учитывать, что в этих населенных пунктах многие семьи жили благодаря этим дорогам. Содержали СТО, АЗС, кафешки, продавали фрукты. Сейчас мы все дороги выводим за рамки населенных пунктов. Все эти объекты малого бизнеса теряют посетителей, разоряются. А другой работы в этих сёлах просто нет.
Да, вдоль новой трассы выделяются участки под аналогичные объекты. Их продают с аукциона. Но местным предпринимателям акуционные цены неподъёмны, их выигрывают крупные компании из больших городов. Местный малый и средний бизнес остаётся на бобах, вчерашние работодатели сами теряют работу.
Наверно нужно, чтобы такие большие программы имели результатом не только новые дороги, но и новые рабочие места, занятость в регионах. Так давайте сохраним этих предпринимателей, предусмотрим какие-то преференции, поможем им с внедрением современных требований и т.д., чтобы при выделении участков возле трасс предпочтение отдавалось местным жителям, особенно в сельской местности», - предложил Перуашев. По его мнению, монополизация придорожной инфраструктуры крупными компаниями прямо противоречит президентской идее массового предпринимательства. И начатое по 5 социальным инициативам президента льготное кредитование малого бизнеса могло бы направляться в том числе в сферу придорожного сервиса.
Кроме того, председатель «Ак жола» затронул еще один чувствительный вопрос. Речь идет о защите сельского населения, проживающего в зоне платных дорог.
«Нам сейчас рассказывают, что все новые автотрассы будут поэтапно переводиться на платный проезд. Правда, обещают, что местное население, живущее вдоль этих дорог, сможет купить абонемент за тысячу тенге - и ездить по нему в течение года.
Но во всем мире население защищено другим способом - платные автодороги и автобаны вводятся при наличии альтернативной трассы, когда у жителей есть возможность выбора: ехать медленно, но бесплатно; или быстро, но дорого. А мы не создаем альтернативных трасс, оставляем граждан без выбора и вынуждаем ездить только по платной дороге. Чем они виноваты? Вообще-то эти дороги строятся и на их налоги», - обратился к министру Жеенису Касымбеку Азат Перуашев и привел следующий пример.
«Было сказано, что в этом году будет введено движение на участке Астана – Павлодар. Если не ошибаюсь, эту трассу строят 8-ой год. Причём, сначала раскурочили старую дорогу, и поверх неё начали строить новую (которую строят 8 лет). И все эти годы жители остались вообще без дороги, добирались объездами как придётся.
Разве было трудно оставить старую дорогу, люди ездили бы по ней худо-бедно. Уж чего-чего, а простора же у нас хватает! Ну проложите новую скоростную трассу левее или правее, зачем надо было сносить старую? Можно же было ее сохранить и оставить бесплатной.
Возможно, я говорю сейчас несколько наивные вещи, тем не менее, они меня, как гражданина, беспокоят. Это же касается наших с вами граждан, живущих в аулах, на селе, для которых каждая копейка на счету. А мы тут за них решили – хочешь ездить – отдай тысячу тенге!
Я прошу министерство рассмотреть более эффективные меры защиты интересов сельского населения, проживающего вдоль платных трасс, чтобы не бить их по карману», - сказал Перуашев.