Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемые коллеги.
Рассматривая предложенные Правительством уточнения бюджета, необходимо учитывать, что они прежде всего связаны с увеличением расходов на 1 трлн 287 млрд. тг., на фоне продолжающегося коронакризиса и необходимости выполнения социальных обязательств государства.
Это понятно и не вызывает возражений. Поэтому фракция «Ак жол» поддержит сегодняшние изменения в бюджет.
В то же время, считаем необходимым обратить внимание Правительства на ряд критических моментов.
Так, ненефтяной дефицит бюджета определён на крайне тревожном уровне в 10,6%.
Напомню, что, например, по стандартам Евросоюза, дефицит бюджета в 3% расценивается как «предельный».
Да, под воздействием пандемии даже там дефицит бюджета превысил 7%, а порой и 10 %.
Но это не должно служить оправданием для нашего Правительства, особенно с учётом тех гигантских средств, которые государство выделило на борьбу с пандемией.
Вместо того, чтобы экономно и рачительно использовать выделенные финансы, некоторые госорганы стали прикрывать пандемией собственную некомпетентность и неуёмные аппетиты. Поэтому использование дополнительного бюджета, пресечение коррупционных схем и необоснованных трат должны быть не просто под жёстким, а под жесточайшим контролем.
Вызывают вопросы и предлагаемые источники покрытия роста затрат бюджета. Основные из них:
- заимствования бюджета на внутреннем рынке и за рубежом (3 трлн 587 млрд тг)
- увеличение трансфертов из Нацфонда (на 850 млрд.тг),
- ужесточение налогового администрирования (на 278 млрд тг.).
***
По займам на внутреннем рынке запланировано привлечь 1 трлн 880 млрд.тг по процентной ставке 9-11%.
Т.е. только по процентам государство будет платить около 170 млрд тг в год, не считая основного долга.
В этой связи вынужден напомнить о неоднократных требованиях фракции «Ак жол» понизить базовую ставку Нацбанка.
Именно по этой ставке государство привлекает деньги у банков второго уровня на внутреннем рынке.
Во всём мире в период кризиса ставки центробанков были понижены до минимума, а в ряде государств вводились даже отрицательные ставки.
Если Нацбанк понизит базовую ставку хотя бы до 4-5%, как сделали в России, то государство платило бы по таким займам не 170 млрд в год, а в два раза меньше.
При том, что 1 трлн 880 млрд тг планируется привлечь сроком до 15 лет, то за этот срок экономия бюджета и средств налогоплательщиков составила бы по нашему предложению до 1,2 трлн.тг.
Эта цифра прямо сопоставима с объёмом всего предлагаемого увеличения расходов бюджета на 1,287 трлн.тг.
Не менее важным было бы снижение процентов по кредитам до тех же 4-5% бизнесу и населению, находящимся на грани выживания.
Cчитаем, что у государства в лице Нацбанка есть возможности для существенного сокращения расходов по данному направлению, тем более, что базовая ставка устанавливается им независимо от Правительства.
***
Относительно внешних займов вызывает вопросы пункт о заимствовании в российских рублях, тем более, когда российская экономика находится под давлением международных санкций.
Национальная валюта является важным элементом экономической независимости и фактором её защиты от внешнего давления.
Также требует внимательного отношения увлечение займами у международных финансовых организаций. Одобряя в целом стремление Правительства развивать социальную инфраструктуру в регионах, на наш взгляд, местным госорганам необходимо умерить аппетиты, воздержаться от помпезных затрат и перейти к реализации типовых школ, больниц, спортсооружений и т.д.
Иначе наблюдаемое увлечение неадекватно дорогими прожектами напоминает «пир во время чумы» и представляет собой недопустимое расточительство, тогда как все нормальные люди в мире экономят каждую копейку.
***
Относительно трансфертов из Национального фонда: понимаем, что в нынешних условиях это неизбежная мера.
Но она тем более требует от Правительства крайне бережного отношения к этим средствам.
Эти деньги принадлежат не нам, а будущим поколениям.
Предлагаем создать постоянно действующую парламентскую рабочую группу с участием всех фракций по контролю за эффективным расходованием при использовании данных средств.
Данное предложение вызвано нашей обеспокоенностью многочисленными сигналами о фактах коррупции при реализации мер поддержки экономики и населения в предыдущий период – от космической стоимости строительства, до прямого воровства школьных ноутбуков.
Считаем необходимым провести парламентские слушания по итогам исполнения антикризисных мер.
***
Наконец, поступления от налогов.
Судя по пояснительной записке к законопроекту, даже в нынешних тяжелейших условиях Правительству удалось добиться роста ВВП, причём во всех основных отраслях экономики – сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, строительстве, торговле и т.д.
Нужно отдать должное финансово-экономическому блоку Правительства за такие результаты, особенно учитывая то напряжение и крайне сложную ситуацию, в которой они достигнуты.
Тем не менее, требуют более тщательного анализа причины, по которым на фоне роста собственного производства во всех секторах, одновременно запланирован рост импорта иностранных товаров на 700 млн.долл, или 290 млрд.тг.
Либо нас вводят в заблуждение, либо мы производим не то, что нужно стране.
Кроме того, остаются открытыми вопросы о дальнейших перспективах экономики. В большинстве стран ОЭСР сегодня поэтапно снимаются ограничения, МСБ, торговля и сфера услуг возвращаются к нормальной работе, у людей появляется возможность получать нормальную зарплату.
Это достигнуто прежде всего благодаря своевременной массовой вакцинации населения, тогда как у нас данная работа оказалась провалена.
Сейчас прошла дискуссия о ходе вакцинации. Как сообщили СМИ, Казахстан вошёл в число 5 стран мира, имеющих собственную вакцину от коронавируса. Нужно отдать должное нашим учёным.
Но плодами этой работы мы не можем воспользоваться в полной мере, так как производство не налажено: как рассказал министр образования, завод всё ещё строится, производить вакцину негде.
Получается, что субстанцию везём из одной страны, бутылёчки - из другой, а разливать вообще собираетесь в третьей.
Хорошо, хоть вода для разбавления своя.
Отдельной темой стоит вопрос себестоимости вакцины. Об этом вообще не говорит ни один чиновник, умалчивая о том, во что она обошлась государству и насколько её стоимость обоснована, в т.ч. по сравнению с зарубежными аналогами.
Но даже наличие вакцины – ещё не панацея.
Я поддерживаю позицию нашей коллеги, депутата Павловец, о низких темпах двойной вакцинации, как и предусмотрено требованиями.
Повторю, что Глава государства поставил задачу до конца года вакцинировать 6 млн. человек.
За 3 месяца первый компонент вакцины получили 1,4 млн. человек, о чём гордо рапортуют представители Минздрава.
Но ведь второй компонент получили лишь 347 тысяч человек, а это и есть полноценная вакцинация. Правда, Минздав утверждает про 400 тысяч чел., но в любом случае это лишь 2,2% населения. О каком кололективном иммунитете можно говорить при 2%?
И даже здесь Минздрав отличился: то призывал всех строго соблюдать сроки второй вакцинации через 21 день, то на прошлой неделе главный санврач махнул рукой, мол, пойдёт и через 90 дней.
Но извините, 21 и 90 – это немножко разные числа. За такие расхождения, например, предпринимателя без вопросов штрафуют, а могут и посадить.
А наши чиновники в министерствах, за свои провалы, напротив – выписывают себе премии по 15 млн.
Вы хотя бы обоснуйте такие прыжки и перепады настроения какими-то внятными расчётами, аргументами научными, что ли.
С самого начала пандемии Министерство здравоохранения продемонстрировало весь спектр эмоций - от бессилия до шараханья и суеты. А ситуация топчется на месте.
В результате страдает не только здравоохранение, но и вся страна, вся экономика. Закрываются объекты бизнеса, люди теряют работу и уже год живут непонятно как и неизвестно, на что.
В этой связи полагали бы целесообразным в рамках предстоящего Отчёта Правительства провести оценку ущерба экономике и населению, нанесённого преступной халатностью лиц, ответственных за вакцинацию, а также проработать вопрос компенсации гражданам, потерявшим работу и источника доходов из-за пандемии.
По оценке Всемирного банка, за период пандемии количество бедных в Казахстане увеличилось на 1,5 млн человек. По нашему мнению, прежде всего – это разорившиеся предприниматели и их бывшие работники. И это не просто слова: так, по данным палаты «Атамекен», в период пандемии остановили работу или полностью закрылись 430 тысяч объектов МСБ.
Эти люди сегодня находятся в бедственном положении, им просто не на что жить. И это не беллетристика, а реальность.
Но они наши граждане, и мы, как государство, несём ответственность за их поддержку.
Основной задачей любого государства должно быть сокращение социального разрыва между богатыми и бедными.
В предложенном уточнении бюджета такая задача разработчиками даже не декларируется, а на практике происходит увеличение социального разрыва, когда население и МСБ разоряются, а банки и монополисты в различных отраслях – необоснованно богатеют.
Фракция «Ак жол» требует выработать подходы по справедливому распределению национального продукта, когда свои 9 655 долларов ВВП на душу населения каждый увидит не только на бумаге, но и ощутит на своих личных доходах.
Пока же, по данным международных экспертов, такие доходы имеют лишь 3,5% населения.
Самым эффективным механизмом достижения такой задачи может быть развитие частного предпринимательства.
В уточнённом бюджете на поддержку субъектов бизнеса по разным программам предусмотрено увеличение финансирования на 200 млрд тг, ещё 90 млрд – на программу занятости.
Мы поддерживаем эти меры. Но в сочетании с фискальным давлением на бизнес, арестом счетов, доведением до банкротства работающих предприятий, различными экспериментами в налогах и отчётности – в нынешних условиях такая поддержка выглядит слабой компенсацией ущерба, причём не в полной мере и не всегда тем, кому нужно.
Иногда хочется сказать: может, вместо такой «поддержки», просто не мешайте бизнесу работать?
Например, мы признательны министерству финансов, которое заявило о переносе пилотного проекта по СНТ. Это правильное и злободневное решение.
Но сегодня тысячи предпринимателей торговли и сферы услуг доведены до полного, настоящего отчаяния этими требованиями и умоляют в принципе отказаться от СНТ. Многие маленькие магазины уже просто закрываются, будучи не в состоянии вести тройную отчётность и запуганные финансовыми репрессиями.
Повальные госзакупки из одного источника уничтожили конкуренцию в производственных отраслях и коррумпировали целые сектора, невыплаты госорганами и квазигоспредприятиями за уже исполненные договора частному бизнесу доводят его до разорения при том, что необходимые средства заложены, в том числе, сегодняшним документом.
Требуем от Правительства учесть эти проблемы и других замечания наших коллег в ходе реализации уточнённого бюджета.
Благодарю за внимание.