Президент Касым-Жомарт Токаев намерен в середине марта выступить с обращением к нации, хотя ранее это событие планировалось на сентябрь. Предполагается, что в его выступлении будет озвучен новый пакет политических реформ, который будет разработан на основе диалога с гражданским обществом и экспертами.
Также в обязательном порядке должно быть затронуто и реформирование социально-экономического блока. Забегая вперед, казахстанцы пытаются предугадать, какие задачи станут первоочередными в повестке дня, и какие шаги, меры должны быть предприняты в ближайшей и более дальней перспективах.
Своим мнением на этот счет поделился казахстанский государственный деятель, депутат Мажилиса Парламента РК, председатель Демократической партии Казахстана «Ак жол» Азат Перуашев.
- Как Вы считаете, почему перенесены сроки президентского обращения? Чем вызвана спешка?
- Думаю, что в марте, президент обозначит направления, то есть основные болевые точки, по которым крайне необходимы реформы, даст поручения правительству подготовить соответствующие законы. А сами законопроекты в рамках этих изменений, скорее всего, будут вноситься в сентябре.
Не думаю, что здесь имеет место какая-то «спешка». Более вероятны две предпосылки для презентации в марте: во-первых, это общественный запрос на перемены, который крайне обострился после январских событий. А во-вторых понимание того, что дальнейшие социально-экономические реформы невозможны без реформ политических.
Я разделяю такую оценку ситуации. Последние годы фракция «Акжол» в своих выступлениях неоднократно подчёркивала, что прежняя система исчерпала свои возможности маневра в социально-экономической сфере. И чтобы идти на серьезные изменения в социальной сфере и экономике (как ресурсной базе для решения социальных проблем) – нужны соответствующие в политической системе.
Так что я не сказал бы, что президент «спешит». Есть общественные ожидания, на которые нужно отвечать; и есть объективная потребность в переменах.
- Вы считаете, что после январских потрясений уже пришло время преобразований?
- Сам характер январских потрясений был обусловлен необходимостью перемен. 11 января Президент К.Токаев обозначил ряд задач, и первой ставилась задача восстановить правопорядок и обеспечить стабильность государственного устройства. Это сделано, вчера снята оранжевая степень террористической угрозы в Алматы, Жамбыле, Талдыкоргане и этих областях.
Теперь время решения следующих, более долгосрочных задач: сокращение бедности, преодоление разрыва между бедными и богатыми; демонополизация экономики (которая невозможна без демонополизации политики); обеспечение честной конкуренции, прозрачности госуправления и справедливости.
Чтобы решать социальные вопросы, нужно иметь экономические ресурсы. Такие резервы у государства есть, но они управляются и используются скрытно от общества. Один из таких незадействованных должным образом резервов - квазигосударственный сектор, который проходит мимо публичного бюджета и не обсуждается в парламенте.
- Квазигосударственный сектор стал камнем преткновения развития национальной экономики
- С 2013 года фракция «Ак жол» предлагает включать бюджет квазигоссектора в республиканский бюджет отдельным разделом, сделать бюджет расширенным, где было бы видно финансирование нацкомпаний и госпредприятий, их премии, бонусы, расходы на офисы, джипы и – особенно - их доходы. Такой расширенный бюджет в рамках «Акта экономической свободы» был введён в Грузии при Саакашвили.
Квазигоссектор составляет более 60% национальной экономики, постоянно получает сотни миллиардов от государства на развитие и в уставные капиталы; представьте себе, какие там гигантские доходы.
Но именно доходов от него в казну мы не видим. Доходами эти компании распоряжаются как своими собственными, направляя государству лишь 1,5-2%. И это не только «Самрук-Казына», вокруг которой сегодня много дискуссий. Это и «Байтерек», куда присоединили бывший «КазАгро», госхолдинги наподобие «Зерде», «Парасат» и масса других в каждом секторе; социально-предпринимательские корпорации (СПК) при каждом акимате, которые стали паразитами на шее местного бизнеса, и т.д. Это гигантские ресурсы и гигантские обязательства, включая внешний долг.
Буквально сегодня в соцсетях появилась информация о том, что у АО «Казактелеком» нераспределённая прибыль за прошлый год составила около 470 млрд.тг. Приводится сравнение, что все расходы на пенсии и пособия в стране составляют около 260 млрд, т.е. если бы доходы квазигоссектора полностью возвращались в бюджет, то одна только эта квазигоскомпания могла бы в два раза увеличить пенсии и пособия нуждающимся!
А ведь таких предприятий не одно, и даже не десять.
- Прозрачность национальных компаний была не досягаема…
- Не только их. При каждом министерстве, при каждом акимате есть свои АО, ТОО, РГП и т.д.. И нужно, чтобы всё это было прозрачным, а 100% доходов поступали в государственный бюджет и расходовались опять же открыто для общества. В случае необходимости каких-то затрат, программ развития, руководство этих компаний приходило бы в парламент или маслихат, и публично обосновывало по каждой статье, на что им нужны деньги. А после отчитывалось, насколько эффективно они были использованы.
- То есть на социальные вопросы средства есть?
- Есть, и это только один из примеров, какие есть экономические резервы для решения социальных вопросов.
- И тем не менее, социалку совсем запустили.
- Отсюда и беспросветная бедность одних, и необъяснимое богатство других. Но чтобы изменить такое положение дел, недостаточно экономических решений. Нужны политические шаги – такие как расширение контрольных полномочий парламента и маслихатов, честные выборы, чтобы туда проходили принципиальные люди. Нужно менять баланс отношений между парламентом и правительством, акимами и маслихатами, менять порядок утверждения бюджета и контроля за его исполнением.
Сегодня парламент не может утверждать доходную и расходную часть бюджета без согласия правительства. Получается, у представительных органов власти, которые избрали граждане, полномочий меньше, чем у тех, кого не избирали, но кто сидит на финансовых потоках.
Без решения этих коллизий, без перемен в политической системе, системе госуправления - мы не продвинемся в экономических и социальных вопросах. Общество в этом отношении не только созрело, но и перезрело.
Поэтому надеюсь, что в марте президент обозначит ряд направлений, по которым будут проводиться такие реформы.
- Президент неоднократно говорил и о демонополизации экономики
- Если говорить об этом, то буквально за сегодняшнем заседании правительства президент снова дал поручения по преодолению монополизма в сфере производственной инфраструктуры. Фракция «Акжол» с 2017 года направляла депутатские запросы по поводу олигополии, сложившейся в железнодорожной системе, когда подъездные железнодорожные пути вдруг оказались собственностью нескольких частных компаний. И эти компании подняли тарифы для производственных предприятий где-то в четыре, где-то в семь, где-то в сто раз. Это ложится на себестоимость товаров, на потребительские цены, а в итоге работает на инфляцию.
Правительство доложило, что принят ряд мер, тарифы снижены в несколько раз, но этого мало. Чтобы провести демонополизацию в этом конкретном секторе, нужно, чтобы подъездные пути стали собственностью самих производственных предприятий, которые их эксплуатируют. Тогда они смогут минимизировать свои расходы, связанные с содержанием и обслуживанием. И это только один пример.
- Кроме демонополизации экономики, что нужно предпринять еще?
- Вторая часть вопроса - нам нужно демонополизировать политику. Фракция «Акжол» считает, что нужно запретить акимам областей, городов, районов возглавлять местные филиалы партии власти. Избираемые акимы должны служить всему народу, а не только корпоративной организации самих чиновников. Не сомневаюсь, что такого рода инициативы в политической реформе были бы горячо поддержаны обществом и дали бы быстрые результаты в прозрачности и подотчётности власти перед избирателями. Это обеспечило бы и более свободные и честные выборы. А когда у нас акимы возглавляют филиалы партии власти, соответственно все госслужащие, работники бюджетных организаций, квазигосударственных предприятий так же стремятся показать лояльность партии власти. Как и члены избирательных комиссий. В итоге мнение общества искаженно и деформировано отражается в итогах выборов.
Мы полагаем, что не только акимы, а по-хорошему, вообще госслужащие должны быть вне партий. Само слово «партия» означает «часть», а они должны служить не части общества, а всему обществу. Если аким пришел из какой-то партии, то на период службы он должен приостанавливать членство в своей партии и служить всему обществу. В том числе тем гражданам, которые голосовали против его партии. Это зрелая политическая культура.
В целом, считаю нужным либерализироватть партийное поле: упростить регистрацию политических партий, ввести для них стимулы по итогам участия в выборах. Одной из важных мер было бы равное освещение деятельности партий в государственных СМИ и госинформзаказе. Не секрет, что до последнего времени все госСМИ и госинформзаказ были ориентированы исключительно на освещение каждого «чиха» партии власти, тогда как важные инициативы других партий часто замалчивались, или освещались без ссылки на инициаторов. В рамках закона о парламентской оппозиции в 2013 и 2020 годах фракция «Ак жол» вносила предложения о равном освещении деятельности правящей и оппозиционных партий, но эту инициативу блокировало правительство. Думаю, сегодня нужно вернуться и к этому вопросу.
Ряд таких и других подобных решений уже на поверхности.
- Говоря об отечественной экономике, всегда акцентируются на ее сырьевой зависимости
- Деятельность крупных иностранных недропользователей – это важный ресурс и для развития экономики, и для социального самочувствия местного населения. Причём, этот ресурс также не используется в полной мере. Считаю, что через 30 лет Независимости, пора более твёрдо защищать национальные интересы и в инвестиционных контрактах на добычу полезных ископаемых и инфраструктурные проекты с иностранными инвесторами, и в соглашениях о разделе продукции (СРП). Причём, делать такие документы публичными, не повторять «приёмы» 90-х, где обществу, например, до сих пор неизвестно, по какой цене была отдана иностранцам крупнейшая Экибастузская ГРЭС-1.
В политической платформе партии «Акжол» отражено, что нужно ставить перед иностранными инвесторами задачи не только по уплате налогов и разделению продукции, но и по развитию местного содержания в их закупках, в приобретении казахстанских товаров, включая технологическое оборудование, путём передачи технологий и лицензий на производство используемого инвесторами оборудования, начиная с заменяемых деталей и узлов к нему. Это так называемая офсетная политика.
Иностранные недропользователи должны больше участвовать в нашей экономике, в ее технологическом развитии. Это крайне чувствительный блок, связанный и с нашими внешними обязательствами, и с внутриполитическими задачами. Наше законодательство рассчитано на защиту прав инвеститоров. Никто их права нарушать не собирается, но в цивилизованных странах инвесторы, эксплуатирующие местные природные богатства, по своей инициативе участвуют в развитии местного сообщества, выращивании национальных технических кадров (о чём также говорил президент). Казахстан здесь не должен оставаться «банановой республикой». У нас есть все возможности, опираясь, в том числе, на международные нормы, чтобы вовлекать иностранных инвесторов в такие процессы.
- Каковы лично Ваши ожидания от обращения президента к народу?
- Мои ожидания, наверное, завышены, и это нормально. Но важнее то, что скажет президент. Ведь сегодня критически актуально поддержать главу государства. В январских событиях, благодаря его стойкости и выдержке удалось защитить государственный строй и территориальную целостность страны, не допустить госпереворота. Теперь важно обеспечить целостность новой парадигмы развития, укрепить Независимость. В этом отношении общество и политические силы должны работать синхронно, отложив свои споры и дискуссии. Сейчас мы должны работать на государственные и национальные интересы, чтобы состоятельность нашей страны не могла никем ставиться под сомнение.
А к спорам и своим программам сможем вернуться в сентябре, когда президент внесет нужные инициативы, и они пойдут через обсуждение в обществе и парламенте.
- Глава государства в своем выступлении 11 января открыто заговорил о бедности и важности ее преодоления
- Да, президентом ставилась задача по преодолению бедности. Правильно в этой связи говорилось, что бедность можно преодолеть только через развитие массового предпринимательства, для чего следует обеспечить возможность желающим открыть свое дело и не зависеть от государства. Тут возникают вопросы доступности к кредитным ресурсам, процентов и сроков такого кредитования; вопросы снижения барьеров и административной нагрузки на предпринимательство. Огромный негативный эффект в этом плане играет так называемая «коррупционная рента», вымогательства, причём не только со стороны госорганов, но и крупных корпораций, особенно при проведении закупок. На этот счёт сегодня очень хорошо высказался Глава государства. Как известно, для нашей фракции тематика поддержки МСБ, сокращения бюрократии и корпоративной коррупции являются одними из главных.
- У нас есть национальная палата предпринимателей «Атамекен»
- Вопрос о том, о каком «Атамекене» речь. Мы создавали его как гарант интересов МСБ, но постепенно НПП превратилась в бюрократическую структуру, хотя порой там принимаются важные решения, идет вовлечение многих активных предпринимателей.
Но на уровне принятия конкретных решений, в Парламенте мы нередко становимся свидетелями, когда госорганы вносят явно антиконкурентные, препятствующие развитию массового предпринимательства нормы, но при этом согласованные с НПП «Атамекен». Получается, что иногда эта площадка используется для прикрытия каких-то монополистических интересов, для игр от имени, но за спиной предпринимателей. Не случайно в СМИ была информация из опроса администрации президента, что бизнес выступает за ликвидацию «Атамекена».
Но «Атамекен» работает не сам по себе, а на основании закона о национальной палате предпринимателей.
Поэтому, касаясь вопроса об НПП, я лично уверен, что Палата нужна, но она нуждается в глубокой перенастройке. «Атамекен» не должен быть раздутой и дорогущей организацией, с неподъёмными взносами и монополией на финансирование различных госпрограмм. НПП «Атамекен» должен быть компактным, но эффективным.
Вот над такими вопросами нужно уже сейчас расставить все точки, чтобы быстрее и успешнее двигаться дальше.