28
Февраля

Besmedia: Тотальный контроль мобильных переводов в Казахстане: под слежку попадают транзакции в 100 тенге

https://bes.media/news/totalniy-kontrol-mobilnih-perevodov-v-kazahstane-pod-slezhku-popadayut-tranzaktsii-v-100-tenge/

Мажилисмен поднял этот вопрос в кулуарах и потребовал его проработать.

Что произошло

Мажилисмен Ерлан Барлыбаев возмутился тотальным контролем мобильных переводов, где под слежку попадают суммы в 100-200 тенге и потребовал установить предел нижней границы переводов от 3-5 тысяч тенге.

Подробности

"Согласно разъяснению правительства, под контроль будут попадать получения переводов от 100 и более разных лиц в течение месяца, общая сумма которых превысит 3 минимальных заработных плат, или 255 тысяч тенге. При этом нижняя граница переводов не определена, что означает тотальный мониторинг всех без исключения платежей, даже самых мелких, в 100-200 тенге", – сказал он.

Пояснения неубедительны

По словам депутата, пояснения чиновников только ещё больше путают и пугают людей. Сначала года мобильные платежи снизились на 30%, из-за чего пришлось обеспечивать дополнительные объёмы наличных денег. Ерлан Барлыбаев утверждает, что это всё бьёт по развитию цифровизации, финансовых технологий и снижает доверие к налоговой политике. 

"Возникает риск ненужной бюрократии и администрирования мизерных сумм, безо всякой отдачи для бюджета, но с головной болью для малого бизнеса и самозанятых", – подчеркнул депутат.

Успешный опыт России

Мажилисмен привёл в пример Россию, где с 2020 года применяется другая методика мониторинга. Там этому подлежат лица, получающие более 30 переводов в день. При этом:

каждый платеж должен быть более 1 тысячи рублей;

общая сумма таких платежей должна составлять более 1 миллиона рублей в месяц.

Что предложил депутат

Барлыбаев предложил установить нижний предел платежа, подлежащего мониторингу – не менее 3-5 тысяч тенге. Кроме того, заявленный порог в 3 МЗП он считает недостаточным и предлагает ввести мониторинг мобильных платежей только начиная с 1,5 млн тенге:

"Дело в том, что сумму платежей нельзя считать чистой прибылью предпринимателя. На практике рентабельность малого бизнеса составляет 15-20% и с оборота 255 тысяч тенге, его прибыль составит не более 50 тысяч тенге. Такая сумма не подпадает под налогообложение и в 7 раз меньше средней зарплаты, которая официально составляет 380 тысяч тенге. Для того, чтобы чистая прибыль составила вышеуказанные 250 тысяч тенге, оборот предпринимателя должен составлять до 1,5 миллионов тенге в месяц".

Для защиты МСБ от бюрократии предлагается ввести автоматическое взымание розничного налога с мобильных платежей, подпадающих под мониторинг. Считая, что это освободит предпринимателя от необходимости введения бухучета и другой отчетности.

"Бюджет будет получать плачежи в текущем режиме, а у налоговых органов не будет повода для проверок бизнеса", – заключил мажилисмен.