Вчера в
Центральном офисе Демпартии «Ак жол», с участием бизнеса и госорганов обсудили
вопросы развития беспилотных авиационных систем. Основные проблемы, с которыми
сталкивается данная отрасль, изложили директор ТОО «Центр компетенции БАС»
(подготовка операторов дронов) Абзал Ерубаев, директор ТОО «GEO-ID»
(геодезические измерения и мониторинг) Нурлан Кемербаев, зам.гендиректора ТОО «BET
SKY» (производство беспилотных летательных аппаратов) Ермек Саркенов;
руководитель службы беспилотных обследований ERG (геологоразведка,
проектирование и обслуживание карьеров) Алмат Уахитов; начальник
Военно-технических школ МО РК Александр Степаненко и другие.
Были
отмечены нарастающая потребность экономики в соответствующей технике и кадрах
для сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, сервисных и
транспортных компаний, контроля дорожного движения и охраны общественного
порядка. Затронуты перспективы внедрения беспилотных систем в пассажирских
авиаперевозках (на примере Алатау-сити), туризме, креативной индустрии, а также
возникающие в этой связи вопросы безопасности и правого регулирования. С 2020
г. государством создана нормативно-правовая база данного сектора.
По данным
А.Ерубаева в Казахстане сегодня эксплуатируется более 10 тыс дронов, тогда как
сертифицированное обучение прошли лишь около 1 тысячи операторов. Нарастающее
массовое использование даже в сугубо личных целях, создает риски безопасности
для авиации (в зонах малых высот), ЛЭП, промышленных и жилых объектов. В то же
время, молодёжь активно интересуется данным направлением, есть спрос на
обучение, который сдерживается отсутствием финансирования со стороны
заинтересованных ведомств: министерств образования, сельского хозяйства, водных
ресурсов, промышленности и строительства, энергетики, культуры и спорта,
цифрового развития, МВД.




Со своей
стороны, представители госструктур, промышленности и сельского хозяйства
подтвердили свою заинтересованность в развитии сферы БПЛА и сотрудничестве с
центрами сертификации, однако отметили их недостаточность (всего три) и высокую
стоимость обучения (от 300-500 тыс тг до 800 тыс-1 млн 200 тыс тг по
категориям). В этой связи прозвучали предложения к Авиационной администрации РК
дебюрократизировать требования к обучающим центрам, что позволило бы увеличить
конкуренцию на рынке и снизить стоимость подготовки.
Директор
департамента беспилотных систем-главный авиационный инспектор Авиационной
администрации Владимир Кошманов возразил, что безопасность является безусловным
приоритетом и снижение требований к подготовке невозможно. Однако коллеги
привели в пример такое требование, как обязательное наличие высшего
авиационного образования для инструктора дронов - явно излишнее, когда даже
обучение пилотов «Боингов» проходит вне системы высшего образования, на
одно-двухгодичных курсах.
Представители
Минсельхоза и производители БПЛА подняли тему технологической зависимости от
поставок аппаратов и комплектующих из КНР. Так, несмотря на планы МСХ по
расширению использования БПЛА в агросекторе, ремонт дронов требует их
транспортировки в Китай, а получение необходимых лицензий для такой
транспортировки может занимать до трех месяцев, что вместе со сроками самого
ремонта приводит к срывам эксплуатацию дронов в разгар полевых работ. Кроме
того, китайские производители комплектующих, из-за угрозы вторичных санкций
расценивают поставки в Казахстан как риск реэкспорта их продукции в
подсанкционную РФ, и в этой связи возникают сложности с получением критически
важных деталей, таких как GPS-модули.
Руководители
предприятий отрасли также отметили сложность согласований на полеты
беспилотников, раздробленность процедур по разным инстанциям. В этой связи
предложили создать единую цифровую платформу для взаимодействия с
уполномоченным органом.




Депутат
Мажилиса от Демпартии «Ак жол» Олжас Нуралдинов поднял вопрос принудительной
посадки/сбивания несанкционированных БПЛА. В этой связи вице-министр
Минобороны, генерал Кайрат Садыков изложил случаи падения неизвестных БПЛА на
западе страны, сообщил о мерах защиты воздушного пространства РК.
Относительно
отечественных разработок противодействия дронам (о которых сказал депутат)
отмечена готовность проведения их тестирования, а также необходимость учёта
стоимости производства и эксплуатации.
Депутат
Мажилиса от Демпартии «Ак жол» Серик Ерубаев обратил внимание, что на срочную
службу призывается меньше половины пригодных юношей, но огромное их число
интересуется компьютерными играми. В этой связи он предложил в качестве
альтернативы для не призывавшихся на срочную службу, ввести обязательное
обучение управлению дронами (за их счёт) для работы в промышленности и сельском
хозяйстве, которые сегодня активно интегрируют беспилотные технологии (причем
не только летательные) в производственные процессы.

По итогам
дискуссии, председатель партии поручил юридической службе партии подготовить
необходимые предложения Правительству как в части подготовки кадров, так и в
регулировании данного сектора экономики. Также договорились для уточнения
некоторых моментов, посетить и ознакомиться с работой одного из центров
сертификации операторов БПЛА и отечественного предприятия по производству
дронов.