06
Декабря

Центральном офисе Демпартии Акжол прошел круглый стол на тему «Развитие беспилотных авиационных систем в Республике Казахстан»

https://t.me/peruash/14578

Вчера в Центральном офисе Демпартии «Ак жол», с участием бизнеса и госорганов обсудили вопросы развития беспилотных авиационных систем. Основные проблемы, с которыми сталкивается данная отрасль, изложили директор ТОО «Центр компетенции БАС» (подготовка операторов дронов) Абзал Ерубаев, директор ТОО «GEO-ID» (геодезические измерения и мониторинг) Нурлан Кемербаев, зам.гендиректора ТОО «BET SKY» (производство беспилотных летательных аппаратов) Ермек Саркенов; руководитель службы беспилотных обследований ERG (геологоразведка, проектирование и обслуживание карьеров) Алмат Уахитов; начальник Военно-технических школ МО РК Александр Степаненко и другие.

Были отмечены нарастающая потребность экономики в соответствующей технике и кадрах для сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, сервисных и транспортных компаний, контроля дорожного движения и охраны общественного порядка. Затронуты перспективы внедрения беспилотных систем в пассажирских авиаперевозках (на примере Алатау-сити), туризме, креативной индустрии, а также возникающие в этой связи вопросы безопасности и правого регулирования. С 2020 г. государством создана нормативно-правовая база данного сектора.

По данным А.Ерубаева в Казахстане сегодня эксплуатируется более 10 тыс дронов, тогда как сертифицированное обучение прошли лишь около 1 тысячи операторов. Нарастающее массовое использование даже в сугубо личных целях, создает риски безопасности для авиации (в зонах малых высот), ЛЭП, промышленных и жилых объектов. В то же время, молодёжь активно интересуется данным направлением, есть спрос на обучение, который сдерживается отсутствием финансирования со стороны заинтересованных ведомств: министерств образования, сельского хозяйства, водных ресурсов, промышленности и строительства, энергетики, культуры и спорта, цифрового развития, МВД.

Со своей стороны, представители госструктур, промышленности и сельского хозяйства подтвердили свою заинтересованность в развитии сферы БПЛА и сотрудничестве с центрами сертификации, однако отметили их недостаточность (всего три) и высокую стоимость обучения (от 300-500 тыс тг до 800 тыс-1 млн 200 тыс тг по категориям). В этой связи прозвучали предложения к Авиационной администрации РК дебюрократизировать требования к обучающим центрам, что позволило бы увеличить конкуренцию на рынке и снизить стоимость подготовки.

Директор департамента беспилотных систем-главный авиационный инспектор Авиационной администрации Владимир Кошманов возразил, что безопасность является безусловным приоритетом и снижение требований к подготовке невозможно. Однако коллеги привели в пример такое требование, как обязательное наличие высшего авиационного образования для инструктора дронов - явно излишнее, когда даже обучение пилотов «Боингов» проходит вне системы высшего образования, на одно-двухгодичных курсах.

Представители Минсельхоза и производители БПЛА подняли тему технологической зависимости от поставок аппаратов и комплектующих из КНР. Так, несмотря на планы МСХ по расширению использования БПЛА в агросекторе, ремонт дронов требует их транспортировки в Китай, а получение необходимых лицензий для такой транспортировки может занимать до трех месяцев, что вместе со сроками самого ремонта приводит к срывам эксплуатацию дронов в разгар полевых работ. Кроме того, китайские производители комплектующих, из-за угрозы вторичных санкций расценивают поставки в Казахстан как риск реэкспорта их продукции в подсанкционную РФ, и в этой связи возникают сложности с получением критически важных деталей, таких как GPS-модули.

Руководители предприятий отрасли также отметили сложность согласований на полеты беспилотников, раздробленность процедур по разным инстанциям. В этой связи предложили создать единую цифровую платформу для взаимодействия с уполномоченным органом.

Депутат Мажилиса от Демпартии «Ак жол» Олжас Нуралдинов поднял вопрос принудительной посадки/сбивания несанкционированных БПЛА. В этой связи вице-министр Минобороны, генерал Кайрат Садыков изложил случаи падения неизвестных БПЛА на западе страны, сообщил о мерах защиты воздушного пространства РК.

Относительно отечественных разработок противодействия дронам (о которых сказал депутат) отмечена готовность проведения их тестирования, а также необходимость учёта стоимости производства и эксплуатации.

Депутат Мажилиса от Демпартии «Ак жол» Серик Ерубаев обратил внимание, что на срочную службу призывается меньше половины пригодных юношей, но огромное их число интересуется компьютерными играми. В этой связи он предложил в качестве альтернативы для не призывавшихся на срочную службу, ввести обязательное обучение управлению дронами (за их счёт) для работы в промышленности и сельском хозяйстве, которые сегодня активно интегрируют беспилотные технологии (причем не только летательные) в производственные процессы.

По итогам дискуссии, председатель партии поручил юридической службе партии подготовить необходимые предложения Правительству как в части подготовки кадров, так и в регулировании данного сектора экономики. Также договорились для уточнения некоторых моментов, посетить и ознакомиться с работой одного из центров сертификации операторов БПЛА и отечественного предприятия по производству дронов.