Вчера на заседании фракции более трёх часов обсуждали тупиковую ситуацию (по-другому не назовёшь) в сфере обязательной маркировки товаров. В центральный офис демпартии «Ак жол» на эту дискуссию прибыли предприниматели из Петропавловска, Караганды, Усть-Каменогорска, Алматы, Кокшетау; Талдыкоргана, Уральска. Они представляли обувные магазины (в данном секторе уже введена обязательная маркировка), Ассоциацию торговых предприятий, Казахстанскую Ассоциацию независимых аптек, Ассоциацию фармацевтической деятельности, Молочный союз, Ассоциацию производителей безалкогольных напитков, Ассоциацию налогоплательщиков и бухгалтеров, и др.
От государственных органов на уровне председателей комитетов и директоров департаментов были представлены Министерство индустрии, Министерство торговли и министерство нац.экономики; а также директор ТОО «Центра развития цифровой экономики» - «дочки» АО «Казахтелеком», оператора маркировки товаров.
Обсуждение показало огромный клубок проблем и расходов, с которыми столкнулся МСБ при введении обязательной маркировки на обувь и какой ущерб ожидается по другим товарам.
По подсчётам ассоциаций, затраты на оснащение каждой торговой точки (даже самой маленькой) необходимым оборудованием обходится в 800-900 тыс.тг, что для малого бизнеса зачастую неподъёмно. «Спуститесь на землю, чиновники. Откуда такие деньги? Мы не олигархи, многие из нас пашут сутками, чтобы заработать 50-60 тысяч в месяц. Мы мечтаем иметь хотя бы 100 тысяч тенге, а вы и это забираете» - возмутились Вероника Пономарёва и Гульнара Сынбинова – «вы сидите на зарплате в сотни тысяч с наших платежей и налогов, и не думаете, как нам достаётся наш хлеб».
«Поймите, что обувь – не роскошь, а социальный товар. То, что в Алматы, в январе, в разграбленном магазине погромщик оставил изношенные летние туфли и украл ботинки – показывает, что это были не сытые горожане, а сельская молодежь, у которой нет самого необходимого. Показывает, что у молодёжи в аулах не на что покупать обувь по сезону» - добавили предпринимательницы.
Введение обязательной маркировки требует массы времени и процедур, зачастую дублирующих уже существующую отчётность. В частности, необходимо заполнить карточку на каждую единицу товара по 20 критериям (!) и отправить оператору маркировки. К примеру, у ИП Гульнара Сынбинова на маркировку 96 пар обуви ушло 20 полных рабочих дней (!), на которые торговля оказалась полностью парализованной. Ей пришлось беспрерывно обращаться за уточнениями в call-center оператора маркировки, где консультанты каждый раз отвечали, что не могут ответить на поставленные вопросы(?!). В целом, порядок работы усложнился вдвое, за счёт включения в цепочку взаимоотношений новых инстанций отчётности (см. схему выше, подготовлена самими предпринимателями).
В результате все предприниматели в данной сфере, включая самых мелких, вынуждены либо нанимать специальных бухгалтеров (что большинству маленьких магазинов непосильно), либо – оплачивать услуги посредникам, которые тут же появились на рынке. Всё это ведёт к непроизводительным расходам и увеличению себестоимости товара.
Напомню, что в 2019 г., когда фракция Демпартии «Ак жол» единственная в Мажилисе отказалась поддержать ратификацию соглашения об обязательной маркировке, министры уверяли Парламент, что стоимость маркировки на товар составит не более 3-5 тенге.
Между тем, вчера предприниматели привезли с собой проекты договоров на обслуживание, где за маркировку каждой единицы товара предлагается оплачивать 110+2000/3500 тг (см.выше скан договора). Ну и где обещания министров про 3-5 тенге?
Если по данным МИИР РК, средняя стоимость пары обуви составляет 10 000 тг., то один этот факт означает удорожание обуви на 21-36%!
Кроме того, чтобы воспользоваться этой «услугой», предприниматель обязан стать членом некоей «Ассоциации автоматической идентификации» с членскими взносами 81 676 тг. (счёт на оплату этой добровольно-принудительной «Ассоциации» также приложен вверху). Ещё одна «НПП» с обязательными взносами?




Но помимо стоимости процедур, остаются открытыми ряд принципиальных вопросов: