11 марта 2020 года, пресс-служба Демократической
партии Казахстана «Ак жол»
Дальнейшие
экономические реформы невозможны без политических перемен – партия «Ак жол»
предложила внедрять институты и принципы парламентской республики.
Соответствующий депутатский запрос озвучил сегодня Азат Перуашев (текст запроса
приводится ниже).
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Фракция Демократической партии
«Ак жол» выражает поддержку усилиям государства по преодолению кризисной
ситуации, сложившейся вследствие обвала цен на нефть на мировых рынках 9 марта
т.г.
Эти события, как и другие
торговые войны последних лет, в очередной раз создают неблагоприятные условия
для роста и макроэкономических процессов в странах с сырьевой ориентацией
экономик.
Тем не менее, оперативная
реакция на изменения глобальной конъюнктуры со стороны руководства государства
и правительства, и прежде всего – наличие подушки безопасности в лице
созданного Первым Президентом Национального фонда – позволяют Казахстану
значительно снизить негативный эффект кризиса и гарантировать выполнение
социальных обязательств перед обществом.
В этой связи мы положительно
оцениваем создание Штаба оперативного реагирования и принимаемые им
первоочередные меры, готовы оказывать необходимое содействие Правительству.
В то же время, считаем, что
некоторые шаги нуждаются в уточнении.
Так, в совместном заявлении
Правительства и Нацбанка, в частности, говорится:
- о предотвращении
необоснованного роста цен, особенно на социально-значимые товары и услуги;
- о жестком контроле за
недопущением сокращения работников;
- о повышении базовой ставки
Нацбанка, которая затем была резко увеличена с 9,25% до 12%.
Заявленные направления вызывают определённые
вопросы в бизнес-сообществе, прежде всего - среди малых и средних предприятий.
Например, каким образом будет
определяться обоснованность или необоснованность цен? Будет ли при этом
учитываться вся цепочка стоимости, или опять крайними окажутся лишь
непосредственные производители товаров и магазинчики у дома?
Между тем, даже не говоря об
импортных товарах и сырье, оплате кредитов банкам, повторном налогообложении и
т.д. – значительную долю себестоимости составляют тарифы монополистов в
энергетике, водоснабжении, владельцев подъездных путей, всевозможных
управляющих компаний над ними, созданных, в том числе, самими акиматами.
Их аппетиты, миллионные
зарплаты и бонусы сидят в хлебе, молоке, крупах, макаронных изделиях, детской
одежде и т.д.
Цены на эти товары акиматы
будут контролировать в первую очередь, а поборы монополистов с их
производителей, как правило, остаются без должного внимания.
Относительно жёсткого контроля за недопущением
сокращения работников – крайне важная мера, когда речь идёт о сырьевых
гигантах, эксплуатирующих природные богатства Казахстана.
Однако, распространение того
же подхода на все отрасли, включая малые и средние предприятия является
неоднозначным, особенно учитывая, как наши чиновники понимают выражение
«жёсткий контроль». Они и без того о «мягком» контроле никогда не слышали.
Совершенно очевидно, что на
фоне происходящего объективно снизится покупательская способность населения.
А значит, сократятся и доходы
предприятий, работающих с населением, которым к тому же запретили повышать
цены, вопреки объективным тенденциям. Из чего платить зарплату, если бизнес
станет убыточным?
Маленькие трудовые коллективы
нередко становятся одной семьёй, и с пониманием относятся к необходимости
сократить зарплату, чтобы избежать сокращений или даже закрытия бизнеса.
В том и сила малого и среднего
бизнеса, что при ухудшении конъюнктуры он может сократить издержки, а при
восстановлении оборотов – снова набрать скорость. Если лишить МСБ этой
возможности – он просто разорится, потому что запас прочности у него очень
небольшой.
Что касается повышения базовой ставки Нацбанка
– то это решение не учитывает правила контрцикличности, которое предписывает
повышать проценты при росте экономики, а в кризис - напротив, делать кредиты
дешевле.
И без того при нынешних
ставках выживает преимущественно торговля чужими товарами. Собственное
производство при таких процентах по кредитам никогда не станет рентабельным. А
зависимость от импорта означает и ещё
большую зависимость от валютных колебаний и цен на сырьё. Получается
замкнутый круг.
Считаем, что в нынешних
условиях нужно не ограничивать инвестиции, а напротив, ускорить программу
несырьевой индустриализации, выделить дополнительные средства и скорее
запустить работу Фонда развития промышленности, предоставить дешёвые и
долгосрочные средства производству готовой продукции, прежде всего - товаров
массового потребления, обеспечить честную конкуренцию и прозрачные условия на
рынке. Сдерживать цены нужно у монополистов, висящих на шее у производителей и
населения, а не у МСБ; максимально сократить любые непроизводственные,
кредитные и коррупционные издержки предпринимателей, которые ложатся
дополнительным грузом в себестоимость товаров. В дальнейшем нужны срочные меры
по уходу от нефтяной зависимости и построению современной диверсифицированной экономики.
Лучшим инструментом для этого является открытость и прозрачность власти и её
решений перед обществом.
Демократическая партия «Ак
жол» считает, что экономические реформы уже невозможны без реформирования
политической системы, поэтапного внедрения институтов и принципов Парламентской
Республики.
На основании вышеизложенного,
просим в ходе реализации антикризисных мер учитывать системные причины
происходящего, с особым вниманием относиться к взаимодействию с предприятиями
малого и среднего бизнеса.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»