31
Января

Депутаты требуют завершить расследование крушения самолета Bek Air близ Алматы - kaztag.kz

https://kaztag.kz/ru/news/deputaty-trebuyut-zavershit-rassledovanie-krusheniya-samoleta-bek-air-bliz-almaty

Астана. 31 января. КазТАГ – Депутаты партии «Ак Жол» требуют завершить расследование крушения самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air в 2019 году близ Алматы, передает корреспондент агентства.

«В 2017 Главная транспортная прокуратура вносила аналогичное представление комитету гражданской авиации о сносе выявленных более 800 объектов, построенных в нарушение безопасности полетов вокруг аэропортов в Алматы, Актау, Атырау, Актобе, Усть-Каменогорске, Кокшетау, Таразе и Шыменте. Однако данное предписание не было выполнено, и 27 декабря 2019 года при жесткой посадке в аэропорту Алматы, самолет Фоккер-100 выкатился на приаэродромную территорию и столкнулся с построенным там домом. Тогда фракция Демпартии «Ак жол» направила депутатский запрос о полноценном расследовании причин трагедии. Однако, как сегодня выясняется, расследование не окончено до сих пор», – озвучил запрос депутат мажилиса Аскар Садыков.

Несмотря на то, что за незаконное выделение участков в зоне аэропорта осуждены бывшие руководители земельных отношений Талгарского района и риэлтор, и по официальной версии трагедии названа ошибка экипажа, у депутатов остаются вопросы:

·     «РГП «Казаэронавигация» отказалось изучить версию о попадании самолета в вихревой поток предыдущего борта, что нарушает аэродинамику. За одну минуту до взлета Fokker-100 взлетал авиалайнер Airbus, длина вихревого следа которого, по данным экспертов, может составлять 10-12 километров».

 

· службами аэропорта «Алматы» плоскости самолета были обработаны антиоблединительной жидкостью («Defrost» ECO-4), которую они разбавили водой. Но согласно данным производителя – Рошальского химзавода, эта жидкость не подлежит разведению водой, так как может произойти потеря свойств и замерзание.

 

·  дом, в который врезался лайнер находился на расстоянии 10 метров от ограждения аэропорта, несмотря на то что защитная зона должна составлять не менее 500 метров.

По мнению депутатов, эти факты не приняли в работу.

Согласно данным Генпрокуратуры, Антикоррупционной службой возбуждалось уголовное дело в отношении КГА, который, несмотря на имеющиеся 23 здания, угрожающих безопасности полетов – в ноябре 2018 года незаконно выдал сертификат годности аэродрому Алматы без ограничений.

«12 января в ответ на обращение адвокатов семей пострадавших, прокуратура сообщила о прекращении этого дела, т.к. место столкновения самолета с домом «находится в 800 метрах и не относится к санитарно-защитной зоне». При этом, судя по всему, дистанция рассчитана от взлетно-посадочной полосы, тогда как согласно правилам, защитная зона должна рассчитываться от территории аэропорта, т.е. по его ограждению, где дом стоял всего в 10 метрах. Чтобы окончательно увести чиновников от ответственности, 31 марта 2023 года была принята новая редакция Правил выдачи сертификата годности аэродрома, где ответственность за «дополнительные меры безопасности полетов» переложена с КГА на эксплуатантов – т.е. на сами аэропорты. Но к АО «Международный аэропорт Алматы» претензии предъявить невозможно т.к. ужесточение требований обратную силу не имеет», – заявил Аскар Садыков.

Напомним, 27 декабря 2019 года в 7.22 самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, летевший из Алматы в Нур-Султан (рейс №Z2100), при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением.

Самолет дважды задел хвостовой частью взлетную полосу. Всего на борту было 93 пассажира, среди них три младенца, пятеро – члены экипажа. В авиакатастрофе погибли 12 человек, в числе которых – журналист интернет-портала Informburo.kz Дана Круглова и председатель совета генералов Казахстана Рустем Кайдаров. Также тогда погиб командир воздушного судна Марат Муратбаев, а 28 января 2020 года умер второй пилот – Миржан Мулдакулов. В результате проверок, начатых после авиакатастрофы, многочисленные нарушения нашли как в авиакомпании Bek Air, так и в сфере земельных отношений на прилегающей к аэропорту Алматы территории. Основной версией причины крушения самолета названо обледенение.

27 декабря президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе совещания с занимавшими на тот момент пост премьер-министра Аскаром Маминым, генерального прокурора – Гизатом Нурдаулетовым, министра внутренних дел – Ерланом Туругмбаевым и министра здравоохранения – Елжаном Биртановым о ситуации по авиакатастрофе и принимаемых мерах дал поручение генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел изучить вопрос законности частной застройки в непосредственной близости от границы международного аэропорта Алматы.

28 декабря известный казахстанский юрист Бакытжан Базарбек сообщил, что земельные участки площадью в 150 га в районе между селами Гульдала и Альмерек Талгарского района, где произошло крушение самолета, были землями сельскохозяйственного назначения и находились в частной собственности женщины по имени Б. Он уточнил, что земля близко расположена к взлетно-посадочной полосе (всего 300-400 м, на запретной 3 км. зоне), и на ней запрещается не только строительство жилых строений, но и в связи с орошаемостью – занятие некоторыми видами сельскохозяйственной деятельности, связанными с животноводством, так как это может привлекать птиц, которые могут оказаться помехой для самолетов. Юрист рассказал о многочисленных махинациях, в которых фигурируют и местные чиновники. В интервью агентству КазТАГ он сообщил, что на него после публикации постов о махинациях начало оказываться давление.

10 января 2020 года МИА КазТАГ со ссылкой на пресс-службу управления земельных отношений Алматинской области сообщило, что законность возведения дома у аэропорта Алматы изучит рабочая группа в регионе.

16 января выяснилось, что строительство дома у аэропорта Алматы, в который врезался самолет Bek Air, не согласовывали с отделом архитектуры и градостроительства Талгарского района.

2 апреля в антикоррупционной службе сообщили, что бывших акимов и ряд чиновников подозревают в махинациях с землей близ аэропорта Алматы.

24 июня стало известно, что в Талгаре начался суд по делу о махинациях с землей в районе крушения самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air под Алматы.

3 августа в суде по делу о продаже земельных участков у аэропорта Алматы адвокаты заявили отвод всему составу суда. Адвокаты тогда заявили о давлении на риелтора Нурайым Алданиш за то, что она не признает вину. В числе нарушений, на которые указывает ее защита, также то, что ей даже не дали ознакомиться с материалами дела, по которому ее подвергли уголовному преследованию. Ранее на ситуацию вокруг ее уголовного преследования обратили внимание в мажилисе – так, депутат Дания Еспаева, в частности, приводя случай Алданиш в качестве примера, заявила, что арест как меру пресечения в Казахстане используют для психологического давления. Так, 28 января стало известно, что в Талгарском районном суде на процессе Алданиш стало плохо, но судья запрещал вызывать ей скорую помощь.

10 апреля 2021 года родственники погибшего пилота Марата Муратбаева сообщили, что при расследовании крушения самолета были скрыты важные факты.

В апреле 2022 года названа окончательная версия причины крушения самолета Fokker-100.