21 мая 2020 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол»
19-20 мая т.г. депутаты фракции «Ак жол» в рамках работы над законопроектом об улучшении бизнес-климата провели серию встреч с представителями бизнес-ассоциаций автомобильной промышленности «КазАвтоПром» и «КазАвтоБизнес», а также руководителями автосборочных предприятий «Сары Арка автопром» (Костанай), «Азия Авто» (Усть-Каменогорск), «Агрореммаш» (Уральск), «Stahlbau» (СЭЗ "Астана"), «СемАЗ» (Семей), «КазАвтобусПром» (Алматы) и др.
Были обсуждены предлагаемые поправки в действующее законодательство по вопросам инвестиционного климата в отечественном автопроме, а также меры по стимулированию локализации и снижению стоимости производства автотехники.
Напомним, что конце т.г. заканчивается срок действия Соглашений о промышленной сборке автотранспорта, предоставляющих льготы для всех основных отечественных производителей. В этой связи были разработаны очередные изменения в действующее законодательство.
Важной информацией стало сообщение о снятии ограничений на открытие новых автосборочных предприятий в Казахстане, наложенное ранее Соглашением о промышленной сборке ЕАЭС. Данная норма неоднократно критиковалась в депутатских запросах фракции «Ак жол».
Согласно предлагаемым поправкам в законопроект по улучшению бизнес-климата, соглашение о промсборке становится неотъемлемым условием применения льгот в рамках специнвестконтрактов, которые до сих пор заключались при наличии «свободного склада» для освобождения от импортных пошлин на сырье и материалы.
Кроме того, к новым соглашениям будут предъявляться высокие требования по производственной мощности и объему инвестиций, а также обязательному применению базовых операций (таких как сварка и окраска). Эти предложения вызвали возражения некоторых компаний, как чрезмерно завышенные и ограничивающие конкуренцию в отрасли. Такие опасения находят понимание и среди депутатов. «Мы постоянно говорим о расширении налогооблагаемой базы. Но почему-то в действительности делается все наоборот – постоянно выстраиваются препятствия для производителей», - отметила в этой связи депутат Екатерина Никитинская.
В то же время, Азат Перуашев подчеркнул, что применение льгот и преференций должно сопровождаться выполнением обязательств и технологическим развитием бизнеса: «Наша задача – не просто создавать выгоду для коммерции, а открывать реальные производства и рабочие места, осваивать новые производственные операции. Автомобилестроение – это элита машиностроения, которая демонстрирует уровень технологического развития экономики. Поэтому крайне важно, чтобы наш рынок был открыт для честной конкуренции, и это сказывалось на доступной стоимости вашей продукции», - сказал он, обращаясь к представителям отрасли.
По итогам дискуссий принято решение доработать поправки с учётом замечаний и направить их на рассмотрение в Мажилис.