05
Февраля

Депутаты Демократической партии «Ак жол» требуют от налоговиков исполнять норму Налогового Кодекса о 3-летнем сроке исковой давности и отказаться от попыток ее пересмотра

5 февраля 2020 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол»

Депутаты Демократической партии «Ак жол» требуют от налоговиков исполнять норму Налогового Кодекса о 3-летнем сроке исковой давности и отказаться от попыток ее пересмотра – соответствующий запрос озвучен сегодня Данией Еспаевой.

Напомним, что Демократическая партия Казахстана «Ак жол» неоднократно поднимала вопрос необходимости сокращения срока исковой давности по налоговым обязательствам с 5-ти до 3 лет – соответствующие депутатские запросы Правительству направлялись практически ежегодно в 2013, 2015, 2017 и 2018 годах.

На эти требования Правительство неизменно отвечало отказом, а пятилетний срок позволял налоговикам задним числом начислять штрафы и пени, что ставило действующие предприятия на грань разорения. Тем не менее, с 1 января 2018 года с учётом предложений фракции «Ак жол» в Налоговый кодекс были внесены поправки о сокращении срока исковой давности по налоговым спорам с 5-ти до 3-х лет.

«Однако, как выясняется, фискальные органы не оставляют попыток продолжить практику искусственного завышения штрафов с предпринимателей. Так, на электронном портале Правительства опубликован ответ председателя Комитета госдоходов МФ РК от 18.07.2019 года о применении сроков исковой давности по налоговым обязательствам, из которого следует, что «срок исковой давности три года будет применяться по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим с 1 января 2020 года». Комитет госдоходов МФ РК считает, что срок исковой давности по отношениям, возникшим до 1 января 2020 года составляет 5 лет», - отмечается в запросе.

Еспаева отметила, что фракция ДПК «Ак жол» не согласна с таким трактованием, так как считает, что позиция налоговых органов прямо противоречит нормам законодательства. Согласно действующей редакции статьи 48 Налогового Кодекса, с 1 января срок исковой давности составляет 3 года. Исключение составляют налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу, а также осуществляющие деятельность в соответствии с контрактом на недропользование для которых срок исковой давности составляет 5 лет.

Статьей 11 Закона «О правовых актах» предусмотрено, что все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие. Ни сам Налоговый кодекс, ни другой иной нормативно-правовой акт не содержит указаний, что новая редакция ст. 48 Налогового кодекса применяется только к отношениям, возникшим после 1 января 2020 года.

«Более того, предложенная трактовка фактически означает, что 3-летний срок давности вступает в силу не с 2020-го, а с 2023 года – но это прямо противоречит дословному прочтению Налогового кодекса! Косвенным подтверждением неправомочности позиции налоговиков служит тот факт, что в настоящий момент налоговые органы в срочном порядке инициировали поправки в действующий Кодекс, согласно которым предлагается узаконить продление 5-летнего срока исковой давности по налоговым обязательствам, возникшим до 1 января 2020 года», - подчеркивает депутат.

Тем самым, по мнению «акжоловцев», органы госдоходов признают отсутствие правовых оснований для их нынешних требований о применении 5-летнего срока.

Эти лукавые и примитивные попытки вызывают непонимание и возмущение в бизнес-сообществе. Тем более, что в ответе Премьер-Министра от 8 ноября 2018 года, было прямо указано, что введение в действие 3-летней нормы именно с 2020, а не с 2018 года связано с необходимостью «переходного периода», который и закончился 1 января т.г. Таким образом, все возможные ограничения по её применению исчерпаны. 

В этой связи, фракция ДПК «Ак жол» просит руководство Минфина отказаться от попыток пересмотра ранее установленного Налоговым кодексом 3-летнего срока исковой давности, а также официально подтвердить, что с 1 января т.г. 3-летний срок исковой давности распространяется на налоговые обязательства, возникшие и до 1 января т.г.

«Депутатская фракция «Ак жол» требует придерживаться дословного текста Налогового Кодекса, а не пытаться его толковать по усмотрению налоговых органов - к сожалению, много примеров, когда слишком вольное толкование законов чиновниками используется для захвата или уничтожения работающего бизнеса», - добавила Еспаева.

Кроме того, депутаты уведомили Минфин, что в случае внесения предложенной нормы, фракция Демократической партии Казахстана «Ак жол» будет голосовать против такого законопроекта, какими бы другими мнимыми поблажками его бы ни наполняли, так как эта норма имеет принципиальное значение для последовательности и предсказуемости налоговой политики государства.