Мажилисмены намерены направить деятельность добровольных помощников в правовое русло. Не так давно народные избранники инициировали законопроект о волонтерской деятельности и приняли его на пленарном заседании Мажилиса.
Впечатление осталось двоякое. С одной стороны, не стоит отрицать, что эта сфера давно и явно нуждалась в правовом регулировании. С другой – судя по содержанию документа, есть опасения, что он станет очередным инструментом контроля над гражданским обществом.
ЕСТЬ, НО НЕ ПРИЗНАЕТСЯ…
Депутат Мажилиса Гульнар ИКСАНОВА, одна из инициаторов законопроекта, уверена в его необходимости и актуальности.
- У нас в стране очень динамично развиваются различные виды волонтерского движения, - констатирует она. – А нормативно-правового регулирования этих вопросов, практически не существует.
Сейчас в Казахстане имеется более ста волонтерских организаций. Десятки тысяч человек позиционируют себя, как волонтеры, добровольцы, занимаются благотворительной деятельностью на благо общества и государства. Собираясь в инициативные группы или через НПО, они безвозмездно помогают детским домам, медицинским учреждениям, старикам, инвалидам, участвуют в ликвидации последствий ЧС и стихийны бедствий, помогают полиции искать пропавших граждан.
Именно добровольные помощники оказали большую помощь в проведении Азиады, саммита ОБСЕ в 2010 году. На их поддержку чиновники рассчитывают и на грядущей вставке ЭКСПО-2017.
- Таким образом, де-факто, волонтерское движение в Казахстане существует, - отмечает Иксанова. - Более того, в различных нормативных актах, фрагментарно, стихийно используется термин «волонтер». Речь идет о законах «О государственной молодежной политике», «О государственной службе» и пр. В стране это культура уже есть, но не признается.
Парламентарии считают, что документ позволит сформировать единый понятийный аппарат волонтерской деятельности, определить ее принципы, создать правовые предпосылки для объединения общественных усилий в организации. Так же проект должен систематизировать отношения между волонтерскими организациями и органами государственной власти.
- Волонтерская деятельность не может быть направлена на поддержку политических партий и религиозных объединений, - сразу уточнила Иксанова. - Кроме того, запрещается волонтерская деятельность, преследующая терроризм, экстремизм и сепаратизм в любых формах и проявлениях.
Законотворцы предлагают так же создать единый реестр учета волонтерской деятельности, в который будут вводиться сведения по волонтерам и волонтерским организациям. Причем, внесение в реестр тоже будет совершенно добровольным делом.
- Реестр нужен в большей степени для привлечения в будущем к мероприятиям, организованных групп волонтеров и волонтерских организаций, - утверждают разработчики, - И для формирования т.н. обратной связи, для диагностики социальных проблем. Ведь волонтеры обычно сами направляются на участки, где существуют проблемы по социальной защите, экологии и т.д.
Здесь же инициаторы поспешили уточнить, что ни одна из предлагаемых норм законопроекта не содержит формы контроля или принудительного воздействия на волонтеров. Все осуществляется на принципах добровольности.
ДУБИНКА С ХИТРИНКОЙ
Против мнения коллег неожиданно выступил депутат Мажилиса Азат ПЕРУАШЕВ.
- Какова вообще необходимость очередного законодательного регулирования добровольной деятельности граждан? – поинтересовался он. - Чем она вызвана? В чем отличие волонтеров от НПО? Все члены таких организаций работают безвозмездно. Я не услышал специфики – с чем связано выделение этой деятельности?
Так же народный избранник удивился запрету на создание волонтерских организаций при политически партиях.
- Если по религиозным организациям, то это понятно, что речь идет о вербовке, о распространении экстремистских идей, - отметил Перуашев. – А почему это касается политических партий? При многих из них существуют молодежные организации, которые активно помогают престарелым, многодетным и пр. Ограничивать их я смысла не вижу.
Иксанова ответила, что в обоих «запретных направлениях» их лидеры преследуют определенные политические или идеологические цели.
- Что касается политических партий, это уже принятая действующая норма в законе о государственной молодежной политике, - напомнила она. - Там это положение уже есть. О том, что волонтерские организации не являются участниками политической деятельности.
Так же мажилисвумен отдельно уточнила, что на свободу казахстанских волонтеров никто не покушается. Государство лишь собирает сведения о волонтерской деятельности, для того, чтобы диагностировать социальные процессы.
Иксанову поддержал ее коллега Павел КАЗАНЦЕВ.
- В Казахстане уже давно сложилась парадоксальная ситуация, когда де- факто волонтерство работает в полную силу, а де-юре, оно не обозначено ни в одном нормативно-правовом акте, - заявил он. - Вот эту, по сути, революционную задачу регулирования добровольческого движения и решает рассматриваемый сегодня законопроект.
Перуашев сопротивлялся до последнего.
- Мы создаем сейчас предпосылки для того ли иного вида регулирования общественной деятельности! – объявил он. - По идее волонтерством, благотворительностью и другими видами общественной деятельности многие граждане занимаются по зову своего сердца, а не потому, что им это предписывает закон.
То, что реестр учета организуется исключительно на добровольных началах, народного избранника тоже ни в чем не убедило. Потому что при нашем законотворчестве «добровольное» очень быстро и ловко превращается в «принудительное».
- Сегодня мы даем инструмент государственному уполномоченном органу - вести реестр, вести мониторинг, - отметил Перуашев. - Сегодня это заявляется на добровольных началах. Но мы же понимаем, что право имеет тенденцию к развитию. Нам необходимо подстраховаться, чтобы через насколько лет это не стало обязанностью и не превратилось в дубинку в руках у госорганов.
Общими усилиями, после вмешательства спикера палаты Нурлана НИГМАТУЛЛИНА, упрямого «оппозиционера» удалось переубедить. Депутаты проголосовали «за!» А вот осадочек остался. Так же, как и впечатление, что Азат Перуашев во многом прав.