Не утихает очередной громкий скандал вокруг нацкомпании «Казахстан Темир Жолы». На этот раз речь идет о попытке забрать в государственную собственность развитую сеть железной дороги в Мангистауской области, принадлежащей частной компании «Каскор-Транссервис», инвестировавшей в проект миллиарды тенге.
Однако, согласно приказу Министра транспорта, именно эти участки должны быть признаны магистральной сетью, а по закону, магистральные сети должны находится в ведении «Казахстан Темир Жолы».
Первыми об этой парадоксальной ситуации высказались депутаты партии «Ак Жол». Примерно месяц назад член фракции Аскар Садыков озвучил запрос в Парламенте на имя премьер-министра Олжаса Бектенова и Генерального прокурора Берика Асылова, где прямо указал, что КТЖ пытается захватить частную собственность. Защита частной собственности прописана в Конституции Республики Казахстан - главном законе страны.
При этом депутат уверен - подъездные пути, принадлежащие частному предприятию, никак не могут быть признаны магистральными, поскольку не примыкают ни к магистральным, ни к стационарным путям КТЖ. Кроме того, Аскар Садыков отмечает, что есть профильный закон «О железнодорожном транспорте», где четко прописано, какие пути являются магистральными. И имущество «Каскор-Транссервис» в этот перечень не попадает.
Одним словом, сейчас есть два мнения: чиновники из Министерства транспорта и КТЖ считают, что необходимо забрать более 150 километров железной дороги у частника в государственную собственность, а вот в партии «Ак Жол», отстаивающей интересы бизнеса, думают иначе.
При этом мало кто учитывает, что владельцы путей на протяжении десятилетий инвестировали крупные суммы в содержание и развитие инфраструктуры. Например, более 20 лет назад встал вопрос о том, что станция Мангышлак, принадлежащая КТЖ, оказалась загружена до предела. Из-за того, что шел постоянный рост грузоперевозок, национальная компания не справлялась с этими объёмами, возникла необходимость в появлении еще одного крупного транспортного хаба. Тогда «Каскор-Транссервис» за собственные деньги открыл тарифную станцию «Актау-порт», построив свыше 25 подъездных путей.
При этом частник работает по установленным государством тарифам, они такие же, как у КТЖ, более того, для перевозчиков нефти цену снизили на 15 процентов, а ТОО «Тенгизшевройл», крупнейший налогоплательщик страны, получил от «Каскор-Транссервис» отстой для 500 пустых вагонов совершенно бесплатно.
То есть компания хоть и не принадлежит государству, но старается помогать другим предприятиям, чтобы в целом поддерживать хороший бизнес-климат в регионе. Да и вообще это нормально, когда бизнесмены поддерживают друг друга.
Теперь же компания попала в трудную ситуацию - без суда и следствия ее имущество хотят передать на баланс КТЖ, просто потому, что в Министерстве транспорта считают ее подъездные пути магистральными.
И все - Конституция уже не играет никакой роли.
При этом Министерство транспорта настаивает, что пути компании имеют все признаки магистральных, ссылаясь на Агентство по защите и развитию конкуренции, дескать, у этого органа мнение такое же. Из Минтранса пришло официальное письмо, где также предлагают оспорить решение в судебном порядке.
И это, наверное, самый важный момент. Непонятно, почему чиновники сами до сих пор не обратились в суд, чтобы там озвучить свои аргументы и доказать свою правоту. Этот процесс тоже можно транслировать на всю страну, чтобы все желающие посмотрели, какой документ для суда окажется выше - приказ отдельно взятого министра или Конституция Республики Казахстан.
@Kozachkow