Данное интервью было подготовлено Азатом Перуашевым по просьбе одного из интернет-изданий. Однако, когда ответы были направлены в редакцию, там предложили убрать из текста слова о коррупции и откатах в спорте. А.Перуашев отказался от такого предложения.
В этой связи пресс-служба Демпартии «Ак жол» размещает его на своём сайте для знакомства читателей с оценкой руководством партии ситуации в казахстанском спорте.
«Нам нужна свежая кровь» - годами критиковавший систему управления спортом депутат Мажилиса, член исполкома Казахстанской федерации бокса Азат Перуашев о чисто бронзовых пока достижениях #teamKZ на Олимпиаде-2020.
В эксклюзивном интервью Азат Турлыбекович дал любопытные ответы на вопросы, волнующие сейчас болельщиков.
Второй момент: считаю, что команда запоздала с омоложением. Подвела привычка всё время делать ставку на прежних лидеров. Даже самые сильные чемпионы устают от постоянного груза ответственности. И искусственное сдерживание смены поколений снизило боеспособность сборной.
Есть естественный процесс «разбавления» опытных и маститых бойцов - дерзкими и «голодными». Конечно, по-хорошему нужен баланс того и другого, но в Токио мы увидели, что происходит, когда тренерский штаб упускает нужный момент.
Не случайно считается, что бокс – это спорт бедных. Это кровавый и тяжелый труд, регулярно сопровождаемый болью. Поэтому сюда идут те, кому нечего терять; кто надеется кулаками отвоевать своё место под солнцем, когда нет других вариантов.
Казахстанская федерация бокса с приходом Т.Кулибаева ввела солидные призовые за крупные международные соревнования (не только за олимпийские медали); эту традицию продолжил и К.Ракишев. Это крайне ценный стимул.
Однако, судя по всему, у кого-то раньше, у кого-то позже, на определённом этапе происходит снижение мотивации, либо мотивация перестаёт соответствовать кондициям. Важно этот этап не проморгать.
Даже в профессиональном боксе «голодные» претенденты нередко бьют признанных чемпионов. Поэтому нужно давать шанс дерзким и амбициозным, не избалованным гонорарами пацанам, кто готов рвать соперников. Нашему боксу нужна свежая кровь.
С другой стороны, не всё упирается в деньги. Олимпийские призовые в Казахстане одни из самых высоких в мире. А в Токио нас обошёл даже Кыргызстан с Туркменией. Значит, помимо материальных стимулов, есть и другие мотиваторы, о которых мы как-то забыли. И разница между теми, кто бьётся за Родину, а кто – за деньги – не всегда в пользу последних. Не случайно в последние недели в соцсетях гуляет мем с портретом Сталина и словами: «Товарищи спортсмены, кто приедет с Олимпиады без «золота», тот поедет его добывать на Колыму». Шутка конечно, но горькая.
В-третьих, стране нужна прозрачная и честная система отбора перспективных спортсменов и их последующей обкатки. Это вопросы и к финансированию детско-юношеского спорта, и к объективности судейства на внутренних соревнованиях.
В казахстанском спорте процветает коррупция, и 50% откатов требуют не только с иностранных футболистов в наших клубах, но порой и с тренеров по другим видам, с сумм, выделяемых местными властями на сборы и соревнования. Нередко те, кто ближе к пирогу, и безо всякой коррупции интригуют и блокируют потенциальных конкурентов. В результате, многие талантливые боксёры вешают перчатки на гвоздь, а тренеры уходят в другие сферы, столкнувшись с постоянной несправедливостью.
Спортсмены нередко вынуждены сами искать деньги на поездки, и прежде всего это касается самородков, у которых нет «волосатой руки». А откуда взяться стабильным результатам без соревновательной практики?
Свежий пример: буквально месяц назад ко мне обратился обладатель молодёжного Кубка Азии из другого вида единоборств, парнишка из сельского района, которому предложили самому найти деньги на турнир во Францию. Хотя для части команды деньги выделили, ну и для начальства видимо тоже. А перспективного пацана «отстегнули». Только после разговора с министерством, средства нашлись и на него тоже.
Или другой пример, когда на Олимпиаду-2008 (говорю же, сегодняшний результат копился годами!) отказались включать в делегацию личного тренера участника Олимпиады. Зато по приезду в Пекин, в отеле официальной делегации Казахстана мы встретили целый этаж не только функционеров, но и их друзей, родственников, родственников их друзей и друзей их родственников. Это ненормально, но это система.
Четвёртый фактор - защита результатов наших спортсменов, взаимодействие с организаторами международных соревнований, будь то АИБА или МОК. Хотя на этой Олимпиаде судейство в целом было более качественным, но по двум-трём боям боксёров в Токио решения могли быть и в нашу пользу. И это уже вопрос к нашим представителям: защита результатов своих бойцов – важная, неотъемлемая часть любых соревнований, тем более таких, как Олимпиада. Здесь нужна заблаговременная работа – от правильного «посева» при жеребьёвке и до формирования объективных судейских бригад, т.к. после вынесенного решения возмущаться бесполезно. В прежние годы эту работу очень чётко вёл покойный Бекет Махмутов. А в этот раз парни оказались без подстраховки.
То-есть, накопился целый комплекс проблем, которые нужно срочно решать. Самый ожидаемый сейчас вопрос – это, конечно, смена главного тренера сборной. Галым Кенжебаев уже заявил, что не будет цепляться за место, хотя считаю, что он грамотный специалист и доказал это в предыдущие годы успехами молодёжной сборной и полным комплектом олимпийских лицензий по мужикам. Тем не менее, с этической точки зрения, будет правильным, если он подаст в отставку. В любом случае, именно он отвечал за подготовку сборной и её формирование.
Но в целом, как видите, вопрос не столько в фигуре тренера, сколько в реформировании всей системы отбора и подготовки боксёров, преодолении существующих проблем, а также в налаживании взаимодействия с международными организациями, начиная с АИБА.
По моему глубокому убеждению, главная задача спорта состоит не в завоевании медалей на Олимпиадах. Главная задача – массовое вовлечение населения в здоровый образ жизни, привитие миллионам людей привычки следить за своей физической формой; с детских лет раскрывать молодому поколению чудо борьбы и радость побед. Да, олимпийские победы – самый лучший и привлекательный стимул начать работать над собой. Но пример должен опираться на инфраструктуру, на доступные спортзалы и тренеров на местах.
Если миллионы мальчишек и девчонок будут заниматься в спортивных секциях, приучаться следить за своим телом, придерживаться активного образа жизни, познают драйв и вкус конкуренции – это поможет воспитать не только спортивное общество. Это еще и ментально здоровое, стрессоустойчивое сообщество граждан, уважающих себя и других, знающих цену труду и поту.
Как правило, спортсмены более сбалансированы, адекватно относятся к препятствиям в жизни, временным неудачам и не переоценивают текущие победы; они умеют перетерпеть трудности и создавать моменты для успеха. Чутьё боксёра вовремя нанести встречный удар так и называется – тайминг, «чувство момента».
Олимпийскими чемпионами могут стать единицы. Но массово занимаясь спортом, общество в целом сможет резко повысить качество жизни, получить уверенность в своих силах, ставить более высокие и амбициозные задачи. А олимпийские медали должны быть лишь закономерным результатом здоровья нации, но не подменять его фальшивым блеском.
В последние годы росло число убийств спортсменов, известных и не очень. Это тоже показатель снижения роли спорта. Занимающийся спортом человек уверен в своих силах. Даже на уличный конфликт он выходит безоружным, опираясь на собственные навыки, умея и побеждать, и проигрывать. И напротив, заведомо неуверенные в себе отморозки носят в кармане заточки, а проиграв в поединке, кидаются «мстить» ножом в спину.
Массовый спорт – ещё и гарантия безопасного общества, того, что соперники знают допустимую черту жёсткости и спортивной злости.
Поэтому значение спорта важнее олимпийских медалей. Они – лишь видимая часть айсберга, которая должна произрастать из образа жизни всей нации. С этой точки зрения, семь бронзовых медалей – это закономерный результат, честный показатель того уровня, на котором находится спорт в нашей стране. Во всяком случае, эти медали честнее тех четырёх золотых в Лондоне, которые позже отобрали из-за допинга.
Нужно поблагодарить наших призёров, за их огромный и многолетний труд. Уверен, что они отдали все силы в этой борьбе.
Мы получили диагноз. Что с ним делать – вопрос к правительству и акимам: реформировать систему, поставить наконец её с головы на ноги, или утереться и сделать вид, что ничего драматического не произошло. Нет уж, произошло.
Когда чиновники вместо массового спорта заворачивают бюджетные миллиарды на мнимые фетиши и внешний блеск – вроде профессиональных клубов с гонорарами легионеров в десятки тысяч долларов – это означает, что тысячи мальчишек и девчонок в районах и аулах не получат спортивных секций, не узнают, как можно жить в радости борьбы и честно побеждать. Мы с коллегами по фракции «Ак жол» с первых лет в Мажилисе выступали о необходимости пересмотра этих подходов, годами вносили соответствующие поправки в законодательство. Вот только некоторые из этих выступлений: «Государственные средства должны направляться на детско-юношеский спорт» - интервью газете «PROСПОРТ» 6 марта 2015 - https://akzhol.kz/ru/migrated_2134/; депутатский запрос фракции о необходимости финансирования внеурочных спортивных секций для школьников от 29 марта 2017 - https://akzhol.kz/ru/migrated_4088/; депутатский запрос от 12 апреля 2017 о неэффективности использования 38 млрд тг на гигантские спортсооружения и необходимости финансирования массового спорта - https://akzhol.kz/ru/migrated_4724/; «Огромные деньги из бюджета на футбол – это наши комплексы» - интервью газете «PROСПОРТ» 25 февраля 2020, https://prosports.kz/news/439553-azat-peruashev-ogromnye-dengi-iz-byudzheta-na-futbol--eto-nashi-kompleksy; публикация 25 февраля 2020 - https://abai.kz/post/106372; депутатский запрос о необходимости строительства небольших и бесплатных спортивных залов в пригородах и селах от 24 ноября 2020 - https://akzhol.kz/aq-zhol-zhemqorlyqtyng-eskertkishine-ajnalghan-quny-2-mlrd-dollarlyq-lrt-zhobasyn-zhosparlawgha-zhetken-uekimetting-aqyly-nege-awylgha-kerek-shaghyn-qolzhetimdi-sport-zaldar/.
Вопреки отказам госорганов, добились некоторых решений – таких, как введение небольшой доплаты учителям физкультуры за проведение тренировок во внеурочное время; ограничение финансирования профессиональных футбольных клубов из бюджета и т.д. Но всё это половинчатые ходы. А ситуация требует решений кардинальных, и Токио это наглядно показал.
Гигантские спортивные сооружения должны стать не только доступными, но и бесплатными для детей. Везде. Тогда видя победы наших спортсменов, тысячи мальчишек и девчонок смогут пойти заниматься спортом. А сегодня их передают под управление частным компаниям, которых заботит только прибыль, хотя сами сооружения построены на деньги тех же налогоплательщиков. Помню, в 2016 г. ко мне обратились родители детей, занимающихся фигурным катанием. В спорткомплексе Балуан Шолака с них требовали 45 тыс.тенге за один час тренировки на льду, что было в два раза дороже, чем в Москве. И юные фигуристы собирались уехать туда, где есть условия для занятий. Я позвонил министру, которым был Арыстанбек Мухамедиулы, и этой группе дали возможность тренироваться.
Но ведь это должно быть правилом, а не исключением из правил. А произошло наоборот. Если в 2016 году такие факты были единичными, то сегодня стали нормой, которую нужно пересмотреть в любом случае, если мы думаем о массовости спорта.
И вообще, от показушности и гигантомании в спорте нужно переходить к простым шагам: строить небольшие, но бесплатные спортзалы, и не только в столицах, но и в крупных сёлах, райцентрах, пригородах. Тренерам в секциях платить нормальную зарплату – сегодня они получают вдвое меньше школьных учителей. Как здоровому мужчине, мастеру спорта, кормить семью на 40-50 тыс тенге? Он проще пойдёт в охрану или на стройку. Поэтому повсеместно дефицит тренеров, особенно первых, кто, как говорится, «ставит в стойку». А те тренера, кто приспособился, числятся одновременно в 3-4 спортшколах, чтобы получать более-менее приемлемую зарплату. Но поскольку тренеру нужно ещё и показывать учеников, то по разным спортшколам кочуют списки одних и тех же спортсменов, особенно результативных. И когда по статистике сообщают о сотнях тысяч занимающихся спортом - смело делите это число вдвое-втрое. Это «мертвые души», двойной счёт одних и тех же пацанов и девчат.
Эта система приводит и к тому, что в действительности тренеров и секций не хватает (одному тренеру физически невозможно тащить 3-4 секции, если занятия там действительно регулярные и ведутся несколько возрастных групп). Молодые тренера, не «встроенные» в систему, и не способные пробить себе дополнительные ставки, уходят. А юношей и девушек, готовых 3-4 раза в неделю ездить на тренировки даже в действующие спортивные секции в центре городов, проводя несколько часов в пробках - в наше спрессованное время всё меньше. И у них, и у родителей найдутся более неотложные дела.
Поэтому нужны не только огромные спорткомплексы, но и спортзалы «у дома», и нормальная, человеческая зарплата тренеров, сопоставимая с зарплатами обычных педагогов.
А чтобы постоянно поддерживать состязательный тонус и конкуренцию, отбирать перспективных ребят для обучения уже на более высоком уровне - нужно регулярно проводить соревнования школьников не только в городах, но и на районном, областном, даже междворовом уровне. Полноценно финансировать такие мероприятия, чтобы они оставляли позитивное, праздничное впечатление, а не головную боль и долги тренеров и родителей.
Надо создавать оздоровительные секции, субсидировать затраты граждан на спортивную экипировку и абонементы в фитнес-центрах для людей старшего и среднего возраста, и т.д. В Европе годовой абонемент в фитнес стоит 50-60 евро, у нас – около тысячи долларов. Главная задача спорта - в коренном изменении образа жизни, причём не только детей и молодёжи, но и среднего, и старшего поколений. Тогда в Казахстане будет здоровая, позитивная нация. И честное олимпийское золото от нас тоже никуда не денется.