В ходе вчерашней презентации отчетов правительства и ВАП об исполнении
бюджета за 2024 г., фракция «Ак жол» высказала ряд серьезных претензий.
В частности, мы обратили внимание на то, что после утверждения бюджета на
отчетный период, он подвергался уточнениям и пересмотрам 12 раз в течение того же года. Фактически -
подгонялся под нужные показатели. Но и при этом по основным критериям бюджет
практически провален.
Так, 01.11.2023, при утверждении проекта бюджета на 2024-2026 г.г.,
правительство заявило о плане с 2024 г. снизить целевые трансферты из Нацфонда,
а с 2025 г. - вообще отказаться от них. Тогда мажилис поддержал этот подход,
направленный на бережное отношение к Нацфонду.
И хотя уже осенью 2024 г. это решение было пересмотрено, оставалась
надежда, что роль Нацфонда в бюджете будет хотя бы снижаться.
Однако реалии оказались обратными: если в 2023 г. ненефтяные доходы
обеспечили 53,8% расходов бюджета (т.е. остальные 46,2% были покрыты как раз из
Нацфонда), то в 2024 г. доля ненефтяных доходов снизилась сразу на 8%, до
45,9%, а доля покрытия трансфертами из Нацфонда, соответственно, возросла до
54,1%.
Другими словами, зависимость от Нацфонда (и его проедание) резко усилились,
вопреки требованиям президента о создании промышленного каркаса экономики и
рапортам правительства об опережающем росте обрабатывающей промышленности.
При каждом обсуждении бюджета, фракция «Ак жол» указывает на тревожный рост
внешнего долга и требует от правительства сокращать эту привычку: берёшь чужие
деньги, а отдавать нужно свои.
И госорганы регулярно даже обещают прислушаться.
А вот как это «прислушивание» выглядит на самом деле: в 2023 г. у внешних
партнёров Казахстан занял 251,9 млрд тг, а в 2024 - сразу в 6 раз больше - 1
трлн 400 млрд.!
При этом, как сообщает ВАП, основные условия этих займов - заявленные
фиксированные ставки (проценты) и сроки - не подтверждаются аудитом ВАП. Т.е.,
при их утверждении парламент и другие контрольные органы вводятся в заблуждение
относительно основных условий, влияющих на конечную стоимость этих займов для
нашей страны и её бюджета.
Эту проблему фракция «Ак жол» уже поднимала ранее, когда выяснилось, что АО
«Пассажирские перевозки» под гарантии государства привлекло зарубежный кредит
якобы в тенге, но как затем выяснилось - с привязкой к курсу евро.
Как видим, эта практика не только не прекратилась, но получила дальнейшее
распространение, как своеобразное «ноу-хау» по обходу требований парламента.
Попросил ВАП предоставить информацию по конкретным подобным займам, с
указанием кто из должностных лиц несёт ответственность за их подготовку по
каждому такому займу.
Следующая тема, постоянно поднимаемая фракцией «Ак жол» все годы работы в
Мажилисе - участие квазигоссектора в формировании доходов бюджета. Напомнил
выступление нашей фракции при обсуждении проекта бюджета на 2024-26 г.г. о том,
что за последние 5 лет квазигоспредприятия, включая фонд «Самрук-Казына»,
нацкомпании, их дочки и т.п. направили в бюджет лишь 10% от своей прибыли. 90%
прибыли они расходуют вне контроля парламента, по своему усмотрению, несмотря
на то, что принадлежат государству.
В этой связи, прошлой осенью фракция «Ак жол» вносила требования в
Бюджетный кодекс об обязательном направлении всеми нацкомпаниями и
госпредприятиями 100% прибыли в бюджет государства. Однако это предложение не
было принято и бюджету по-прежнему не достается даже 50% прибыли
квазигоссектора.
Вместо этого в Бюджетный кодекс вошла норма об «информировании» парламента
об использовании этой прибыли.
Но как выясняется, даже это требование не выполняется. Так, ВАП установила,
что в прибыли фонда «Самрук-Казына» не учитывается прибыль от 11 дочерних
компаний, а также доходы от управления финансами, дивиденды и проценты, и иных
источников.
Более того - с момента утверждения Плана развития Фонда на 2018-2025 годы,
не рассмотрен ни один отчёт о его выполнении! Получается, все годы ФНБ
существует и действует вслепую, не имея ясной стратегии и планов.
Или во всяком случае, не отчитываясь о них, несмотря на свою полную
принадлежность и подотчетность государству.
В отчете правительства об исполнении бюджета за 2024 г. также отсутствует
информация по несырьевому экспорту предприятий группы ФНБ «Самрук-Казына».
То-есть, несмотря на все требования Главы государства о развитии обрабатывающих
отраслей и углублении переработки добываемого сырья, наш экономический и
индустриальный гигант (занимающий по разным данным от 40% национальной
экономики) по-прежнему просто качает и продает за рубеж нефть и руду?
Ответы госорганов неудовлетворительные.
Попросил подробную информацию по всем поднятым вопросам, которых в
действительности намного больше по всем направлениям - от промышленности и
строительства, до образования и урбанистики.
Определяться с позицией фракции по данным отчетам будем по итогам
дальнейшего обсуждения. Пока что впечатление продолжающегося накопления
проблем.
Благодарю за внимание.