http://magnolia.kz/articles/24323-golgofa-dlya-amre.html
В Жамбылском областном русском драматическом театре состоялась премьера «Путь на Голгофу».
Автором идеи исторической драмы об Амре Кашаубаеве выступил казахстанский государственный деятель, депутат Мажилиса Парламента РК, председатель демократической партии Казахстана «Ак жол» Азат Перуашев.
Впервые театр в Таразе собрал вместе столь разнопланового зрителя – заядлых театралов и любителей искусства Мельпомены, а также политических и общественных деятелей. Неудивительно, ведь «Путь на Голгофу» - вольное изложение судьбы великого казахского певца, драматического тенора Амре Кашаубаева – до того нигде не ставился на театральной сцене.
Примечательно, что спектакль приехали посмотреть и авторы пьесы – юрисконсульт и член редакционной коллегии русского драматического театра имени Н. Погодина в Петропавловске, заместитель председателя Северо-Казахстанского филиала партии «Ак жол» Евгений Кинцель и секретарь Центрального совета ДПК «Ак жол » Арман Нуркалиев. В одной творческой команде они оказались благодаря креативной идее Азата Перуашева.
- Всем известен уже прошедший в казахстанском прокате фильм «Амре», который снял американский режиссер-постановщик Джефф Веспа, - отметил Азат Перуашев. – Картина получилась очень голливудской, на мой взгляд, несколько поверхностной. А сценарий, написанный Арманом Нуркалиевым, - для думающего зрителя, это размышления о творческой личности, о судьбе нации в эпоху глобальных перемен. Я познакомил Армана с Евгением Кинцелем в надежде, что вместе они смогут воплотить на сцене эту пьесу. Сценарий был разослан казахстанским театрам, многие взялись за него, и мне особенно приятно, что впервые он поставлен на сцене именно в Таразе, ибо я сам – уроженец Кордайского района Жамбылской области. К тому же, своим гражданским долгом партия «Ак жол» считает распространение идей «Алаш» среди населения. Этой пьесой мы хотели донести до русскоязычной аудитории, в чем действительно историческая заслуга и в чем заключался гражданский подвиг алашординцев. В их идеях не было национализма, а было стремление аристократов духа (наподобие русской «белой гвардии») привести казахский народ к лучшей жизни, к свободе и независимости.
Сам спектакль повествует о триумфе Амре Кашаубаева на всемирном песенном конкурсе в Париже, его встречах с Мустафой Шокаем и Алиханом Бокейхановым. Известно, что певец преследовался ГПУ НКВД в связи с подозрениями во встрече с алашординцем Мустафой Шокаем в Париже и передаче письма от того в СССР другому алашординцу Ахмету Байтурсынову. Действие пьесы разворачивается в двух временных отрезках – Амре находится то в казематах и на допросах, то в своих воспоминаниях о поездках. Бесстрашный парень действительно стал связным в переписке «казахских декабристов». Находясь в сталинских застенках, ему пришлось выбирать – стать ли предателем или остаться верным землякам, Отечеству, своему народу и его мечте обрести настоящую свободу. Он прошел свой «путь на Голгофу» до самого конца. Из истории известно, что Амре неожиданно был найден мертвым ночью на одной из улиц Алма-Аты, за день до премьеры в главной роли Тулегена в опере «Кыз Жибек» с примой Куляш Байсеитовой в главной роли. В спектакле Амре Кашаубаева выпускают из тюрьмы и ему предстоит ссылка. Зрителю предлагается неопределенная концовка и возможность додумать финал.
Хочется отметить талантливую игру жамбылских актеров – Сабита Толеканулы в главной роли Амре Кашаубаева, Бекназара Избасарова в роли Алихана Бокейханова, Самата Махамбетова, сыгравшего Мустафу Шокая, Надежды Новиковой в роли жены Амре – Оразке, Анастасии Никоновой, сыгравшей сподвижницу Амре Гулирам Ибраимову, а также Темура Ичикова в роли следователя Владимира Александровича. Режиссером исторической драмы стал лауреат Международной премии имени Ч. Айтматова Куандык Касымов. Художником-постановщиком выступила Рахат Сапаралиева.
Интересно, что в спектакле есть момент, где следователь говорит своему арестанту: «Путь на Голгофу нельзя пройти наполовину». И в этом плане хорошо высказался автор пьесы Евгений Кинцель:
- Я со школьного возраста интересуюсь историей Гражданской войны, идеями партии «Алаш» и в целом этой эпохой. Поэтому, когда Азат Перуашев предложил мне написать сценарий об Амре Кашаубаеве, его соратниках, я с радостью согласился. Канву пьесы мне подсказал Арман Нуркалиев. Мне не забудется тот особый душевный подъем, когда я словно начал жить жизнью своих героев. Вся жизнь казахского, да и русского народов сконцентрировалась на разломе того непростого времени. Как в каждом человеке есть хорошее и плохое, доброе и злое, так и в народе начинают проявляться его черты именно в критические моменты истории. И тогда становится ясно, кто друг, а кто враг, предатель. Об этом постоянном выборе любым человеком своей судьбы, своей стези и дороги на примере яркой личности Амре Кашаубаева – наш спектакль. Главный герой, словно Христос, идет на Голгофу, пусть он и погибает, но великие идеи его будут жить дальше.
- Мне очень понравилась новая пьеса «Путь на Голгофу», - сказала одна из зрительниц Шолпан Ахметова. – Я впечатлена игрой актеров, работу авторов и режиссера оцениваю на высшем уровне, потому что показана настоящая жизнь, реальная история, которую нельзя забывать, нельзя умалчивать.
- Спектакль захватывает с первых минут, смотрится на одном дыхании, думаю, постановка заставит нашу молодежь вникнуть в суть того времени, найти литературу, статьи в Интернете и узнать больше о представленных личностях алашординцев, об их истинных порывах, - говорит заместитель председателя Жамбылского филиала ДПК «Ак жол» Сейсекуль Абдусаттарова. – Увидев афишу Жамбылского областного русского драмтеатра с анонсом «Путь на Голгофу», я сразу разослала сообщения в социальных сетях, таким образом, о спектакле узнали и сами его авторы. Вот если бы еще где-то в ходе спектакля звучала фонограмма с настоящим голосом Амре Кашаубаева, было бы совсем здорово.
- Мне оказались близки судьба и образ Амре Кашаубаева, - отметил исполнитель главной роли Сабит Толеканулы. – Хотелось бы, как и он, достичь больших высот в своем искусстве.
- Хорошо, что буквально тут же, после постановки, можно ощутить духовную связь со зрительным залом, практически сразу подходят люди, хвалят пьесу, но отмечают, что в некоторых моментах можно было бы углубить действо, показать ярче какие-то исторические факты, добавить неоспоримые доводы, - резюмировал Азат Перуашев. – И это самая главная награда за наше совместное творчество.
Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА