Вчерашней пост об отказе Конституционного суда рассмотреть обращение Демпартии «Ак жол» о раскрытии условий СРП по крупнейшим сырьевым месторождениям, благодаря репосту Михаила Козачкова собрал добрую аудиторию (больше 30 тыс просмотров за сутки). Респект Михаилу за информационную поддержку такой важной темы.
Неудивительно, что пошли разные комменты, это нормально. Но пара комментаторов всё-таки отличилась: заявили, что никакие изменения в Конституцию не касаются СРП, и это, мол, «нормально». Видимо, их авторов устраивает, что Казахстан получает 2% от крупнейшего нефтегазового месторождения (информация об этом есть в посте), а 98% иностранцы (или те, кто за ними стоит) - выводят к себе. Но такое положение не устраивает меня и моих единомышленников. Мы считаем такие условия несправедливыми и добиваемся их пересмотра. Причем не только через депутатские запросы к Правительству или в Конституционный суд, но и через внесение поправок в законы, например - в Кодекс о недрах, в апреле-мае т.г.
Исходя из нормы Конституции о принадлежности земли и недр народу, мы, в частности, требуем чтобы в крупных сырьевых контрактах доля Казахстана составляла не менее 51% (см:
К сожалению, никто из других фракций тогда нас не поддержал, но это их выбор.
Чтобы не быть голословным, приведу ниже не только ссылки на свои посты, но и сами тексты и эпизод из нашей дискуссии на рабочей группе.
И второй (а по значимости - первый) момент: Конституция - это основной закон страны, который стоит выше всех других законов, постановлений, контрактов и соглашений, включая СРП.
Конституция допускает, что международные договоры могут иметь приоритет перед национальным законодательством. Но только в том случае, если они ратифицированы парламентом.
Насколько мне известно, СРП не проходили ратификацию и никогда их условия не обсуждались в парламенте. Поэтому они обязаны быть приведены в соответствие новой редакции Конституции, и её норме о собственности народа на недра.
Да, это непросто. Но это правильно.