05
Август

Пресс-службе 'Эйр Астаны', прежде чем удивляться заявлениям депутатов, следовало бы изучать и заявления своего руководства' - www.i-news.kz

www.i-news.kz (Казахстан), 04.08.2014
 
30 июля 2014 г., Пресс-служба ДПК «Ак жол».
Пресс-службе «Эйр Астаны», прежде чем удивляться заявлениям депутатов, следовало бы изучить и выступления своего руководства – так прокомментировал Азат Перуашев появившееся в Интернете заявление пресс-службы «Эйр Астаны» о том, что их «удивила» его позиция касательно обучении пилотов.
В данном заявлении авиакомпания выражает несогласие с мнением депутата о том, что «национальный перевозчик вполне мог бы позволить себе подготовку личного состава за свой счет», и подробно рассказывает, каким образом она готовит пилотов для своих самолетов.
Между тем, как пояснил А.Перуашев, речь идет о дискуссии, состоявшейся в министерстве транспорта и коммуникаций РК 25 июля т.г. с участием Комитета гражданской авиации, Академии гражданской авиации, Казахстанской ассоциации малой авиации и самой авиакомпании «Эйр Астана», которую представлял вице-президент Мергали Альжанов.
– То, что Эйр Астана самостоятельно готовит пилотов мне хорошо известно. Более того, один из моих воспитанников, которых я поддерживал начиная с клуба парапланеристов, после окончания Академии гражданской авиации и работы в малой авиации, по направлению Эйр Астаны успешно прошел обучение в Ирландии и США и получил международную лицензию пилота Боинга. Это лишний раз подчеркивает, что компания активно вовлекает казахстанских граждан в общемировые процессы на самом современном уровне, о чем мы прекрасно знаем. Но устраивать из этого «ликбез» или нравоучения тоже не следует, поскольку это нормальная практика и социальная ответственность любой крупной международной компании по отношению к стране пребывания – отметил Азат Перуашев.
В то же время, он пояснил, что пресс-служба Эйр Астаны, возможно в целях саморекламы, выдергивает данные факты из контекста состоявшейся дискуссии.
– На указанном совещании у министра транспорта обсуждалась та проблема, что по прямому письменному указанию Комитета гражданской авиации, с нынешнего учебного года Академия гражданской авиации отказалась проводить летную практику курсантов в Казахстане, передав этот заказ и сотни тысяч евро малоизвестной прибалтийской школе. Между тем, по данным КАМА, технический парк этой школы составляют устаревшие самолеты Cessna 150и Piper, выпуск которых прекращен более 30 лет назад, тогда как алматинский учебный летный центр «Тянь-Шань» только в прошлом году закупил современные итальянские учебно-тренировочные самолеты, на которых тогда же прошли обучение более 70 курсантов академии. Но в этом году центр, выражаясь простым языком, «кинули».
Однако, как отметил Владимир Анцупов, гендиректор центра «Тянь-Шань» «из 88 курсантов 3 и 4 курсов в Литву отправлены только 24, и даже из них часть не приступила к полетам. Дата отправки оставшихся 64 курсантов не определена – налицо срыв летной подготовки этого года. Если курсанты не пройдут практического обучения, то непонятно какие это будут пилоты».
В ходе этой дискуссии выявилась та проблема, что с нынешнего года Академия переориентирована на подготовку пилотов по стандартам ИКАО, то есть для авиакомпаний, осуществляющих международные пассажирские перевозки, к которым относится и Эйр Астана. Вступив в эту полемику, вице-президент Эйр Астаны М.Альжанов также заявил о нехватке казахстанских пилотов и необходимости расширения их подготовки на базе Академии гражданской авиации.
Однако при таком подходе за бортом обучения остаются кадры для малой авиации, включая сельскохозяйственную, санитарную, туристическую, почтовую и т.д., роль которой для Казахстана, с его территорей и современным качеством дорог, явно недооценивается госорганами. Помимо прочего, малая авиация – это еще и малый и средний бизнес, о поддержке которого постоянно говорит Глава государства, причем бизнес технологичный. Руководитель компании «Арай» Даурен Валиев, в частности, привел такие данные, что обработка полей сельхозавиацией заменяет работу 10 единиц наземной сельхозтехники. При этом, наземная техника губит до 10% посевов.
– ИКАО регламентирует требования к международным пассажирским перевозкам, где речь идет о больших многомоторных типах самолетов, свободном владении техническим английским, знании особенностей крупных пассажирских аэропортов в Европе, США, Азии и т.д.
А, например, сельхозавиация работает на одномоторных самолетах, для нее английский язык и европейские аэропорты особо не нужны. Мы же, выбраковывая курсантов из села, не владеющих английским языком, лишаем мальчишек возможности набраться опыта и расти дальше. – подчеркнул в этой связи А.Перуашев, добавив, что по его мнению, надо наоборот, дать такой шанс молодежи, поэтапно выращивая пилотов.
– В любом случае, перспективные пилоты будут стремиться расти дальше, это же здоровые профессиональные амбиции. Пусть большая авиация выбирает из уже состоявшихся молодых пилотов и обучает их дальше уже на уровне требований ИКАО. – считает депутат.
Поэтому он предложил Академии не отказываться от подготовки пилотов малой авиации, а ввести раздельную специализацию для большой и малой авиации, либо, что еще более перспективно – поэтапный формат обучения. Что же касается корпоративных интересов больших авиакомпаний, то у них, включая ту же Эйр Астану есть собственные возможности готовить пилотов самостоятельно, не дожидаясь государства, как и было до прошлого года – отметил он.
Примечательно, что такой подход нашел понимание и у министра транспорта Жениса Касымбека, и у проректора Академии гражданской авиации Даулета Дуйсенгалиева. Для предметного продолжения темы министр транспорта предложил в течение недели организовать совместное совещание уже и с министерством образования.
Поэтому вопрос здесь не в претензиях к Эйр Астане, а в поддержке малой авиации, которая без помощи государства постепенно вымирает. И попытка пресс-службы Эйр Астаны выдернуть слова депутата из контекста дискуссии выглядят по меньшей мере некорректно.
Что же касается озвученного А.Перуашевым 40%-ного превышения цен на билеты Эйр Астаны по сравнению с российскими авиаперевозчиками при полетах на аналогичные расстояния – то это общеизвестный факт, озвученный на недавнем заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию в Мажилисе Парламента РК.
По сообщению сайта Nomad.su