22
Август

Вне зоны доступа - Central Asia Monitor

Игры чиновников с народом в интерактивность. 
«А тогда на фига вы все сидите там, я спрашиваю?» Этот сокраментальный вопрос, слетевший с уст главы государства, прозвучал четыре с половиной года назад и был вызван плохой работой чиновников с обращениями граждан. Казалось бы, с того времени много воды утекло, но этот бурный поток так и не смыл ни большие грехи, ни маленькие прегрешения. Приходится констатировать, что даже электронное правительство в вопросе оперативного реагирования на проблемы, с которыми сталкиваются казахстанцы, является лишь способом строительства муляжей, создающих иллюзию открытости и доступности власти.
С одной стороны, блоги чиновников на портале электронного правительства, интерактивные сервисы, предназначенные для общения народа с чиновниками, на сайтах министерств и ведомств априори должны были приблизить власть к нуждам народа. И, надо сказать, приблизили, но исключительно для того, чтобы, как говорил Петр Великий, «дурь каждого была видна». По крайней мере, блог премьер-министра регулярно пополняется информацией о том, как «оперативно» и «полновесно» реагируют на обращения граждан высокопоставленные чиновники. Вот несколько строк из последнего «эпистолярия», достаточно красочно иллюстрирующие интерактивное взаимодействие власти с народом (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены): «Несут ли ответственность министры ведомств за ответы на обращения граждан, которые они опубликовали в своем блоге в электронном правительстве?», «Здравствуйте, уважаемый Премьер-Министр ! Вынуждена вновь обратиться к Вам за помощью и сказать, что на мое обращение 270998 от 20 мая 2014 года, которое Вы перенаправили для рассмотрения Министру Образования Саринжипову А.Б. я до сих не получила ответа и видимо его никогда не получу!!! Все раннее отправленные обращения гос-ну Саринжипову А.Б. (264973,266939,280102) не только остались без ответа, но и исчезли со страниц сайта. Исчезло и Вами перенаправленное мое обращение к М-ру Образования. Почему так происходит? У кого можно добиться правды? Почему Ваши подчиненные игнорируют Ваши поручения?», «Господин Премьер-Министр! Основной целью проекта по внедрению личных блогов министров является усовершенствование работы госорганов, сделав ее более прозрачной. Посредством проекта, казахстанцы могут выразить свое мнение и недовольство работой отдельных госслужащих и органов, поделиться проблемами в надежде на их скорейшее решение, внести предложения и сообщить о нарушениях закона. На практике нередко случается обратное».
И, действительно, если верить статистике, наши чиновники регулярно живут с народом онлайн жизнью не просто на пятерку, а на шесть с плюсом. За первое полугодие, согласно озвученным данным, удовлетворены 72 процента обращений со стороны населения. Но вот то, что кроется за столь бравурными отчетами, их авторам, похоже, неведомо.
Все прелести онлайн-общения с представителями власти прочувствовал и наш журналист, который 25 февраля обратился на портал МВД со следующим вопросом: «Прошу разъяснить вопрос, касающийся возможности нанесения аэрографии на автомобиль (не превышая 40 процентов площади). В каких конкретно местах кузова допускается нанесение рисунков, какие документы нужны для регистрации изменений в органах дорожной полиции, и куда конкретно следует обратиться?». Ответ был дан только 17 июня, то есть спустя почти четыре месяца (хотя законом на это отведено 15 дней, максимум – 30, если вопрос сложный и требует дополнительного сбора информации). Мало того, получилось как в той поговорке про бузину в огороде и дядьку в Киеве. Ответ на вопрос о нанесении рисунков на авто звучал так: «Согласно ведомственной базы данных МВД, за автомашиной марки «Тойота Камри» гос. номер R 073 EWM задолженности по уплате административных штрафов не значится». Конечно, не исключено, что там просто что-то перепутали, но вот ведь странность: ответ был дан с цитированием самого вопроса… Естественно, в тот же день наш журналист поинтересовался у «кудесников»: «Вы хоть читаете то, что пишите?», но ответа на этот вопрос не получил по сей день.
И, к сожалению, подобное отношение чиновников к своим обязанностям, кстати сказать, регламентируемым специальным законом, является скорее правилом, чем исключением. Вот только несколько примеров:
«Добрый день, Берик Мажитович! Я уже несколько раз обращалась на ваш сайт, но так и не могу получить исчерпывающего, объективного ответа», «Здравствуйте. Помогите получить ответ на мой запрос в Мин. юстиции. Ответ должен быть готов 15.07.2014. Ответственный - Абдыкеримова Ж.А. Однако, она по телефону сказала, что до 13-00 16.07. должен ответить Култасов Б. Ответа нет. Култасов телефон не берет. Нач. управления Тургамбаева М. тоже на телефон не отвечает. Зачем тогда такая служба Вопросы-ответы?» (из блога министра юстиции Берика Имашева).
«Извините, а где же ответ на мое обращение? Я- то получила от вас письмо, о том, что «опубликован ответ на ваш вопрос с номером 285306', а его нет...», «У меня создалось впечатление, что Вы отвечали кому-то другому (не мне) на поставленный (не мной) вопрос. Поскольку в Вашем ответе говорилось совсем не то, о чём я спрашивал Вас», «Уважаемый Карим Кажимканович, ответьте пожалуйста на вопрос по налогам. Заранее извиняюсь, что приходится беспокоить Вас по данному поводу, но я уже дважды задавал вопрос уважаемому господину Джумадильдаеву А.С, и если в первый раз он попросту был проигнорирован, то во второй раз пришла стандартная отписка о недостаточности информации. Поэтому приходится обращаться на блог Премьер-Министра, поскольку некогда хорошая идея об оперативной двусторонней связи народа и государственных органов в настоящее время постепенно превращается в иллюзию» (из блога председателя Налогового комитета Минфина Ануара Джумадильдаева). «Здравствуйте! Ответьте мне, , почему обращения к министру Касымову К Н остаются без ответа. Это единственный министр, который не отвечает своевременно, или ответов вообще нет», «Уважаемый Карим Кажимканович, Как Вы правильно отметили сегодня интернет является современным способом организации коммуникации и практически на всех сайтах Министерств отведен отдельный раздел 'Вопросы и ответы'. Но на сайте МВД похоже данный раздел действует формально, так я обратился с вопросом и до сих пор не получил ответа. Далее, следуя Вашему посылу - 'Блог-платформа – это не только постоянная обратная связь с вами, но и хорошая возможность оперативно реагировать на актуальные вопросы, обращенные к Правительству РК' я обратился с жалобой на отсутствие ответа к Министру внутренних дел Касымову К.Н., но и он оставлен без ответа. Знаю, что Вы являетесь приверженцем современных технологий и прошу содействия в получении ответа» (из блога министра внутренних дел). «Госпожа Министр! Прошу вас, не надо мне цитировать Трудовой кодекст РК, я его выучила наизусть. Мне нужны грамотные ответы на каждый вопрос! Вот уже несколько раз обращалась к Вам на сайт и мне не дают компетентного ответа! Написала к вам в блог, и тут цитаты из ТК, о которых я сама знаю!» (из блога министра здравоохранения и социального развития Тамары Дуйсеновой).
И, к сожалению, подобные примеры можно приводить до бесконечности долго. Вот только есть ли в этом толк? Наши чиновники – пуленепробиваемые, разве их можно взять на жалости, на игнорировании норм законодательства? Да, кое-кто из них попадает под раздачу. Но, во-первых, речь идет о «мелких сошках», а, во-вторых, наказываются они преимущественно за нарушение сроков рассмотрения обращений и порядка их регистрации. Например, не так давно руководитель управления культуры, архивов и документации ВКО Нурбол Ахметжанов постановлением специализированного административного суда Усть-Каменогорска был привлечен к ответственности. В качестве наказания он должен будет выплатить штраф в размере пяти МРП (9260 тенге). В прошлом году директор ГУ «Управление по делам религии ВКО» Манарбек Мухамеджанов не принял меры по соблюдению законодательства, касающегося обращений граждан. Постановлением специализированного административного суда он тоже был оштрафован на пять МРП. Но если в ответе содержится откровенная белиберда, то она уже идет в зачет, в те самые 72 процента, о которых мы говорили выше. Стоит ли после этого удивляться тому, что все чаще население и эксперты высказывают сомнения в нужности проекта «Электронное правительство»? Получается, что в бумажном варианте шансов достучаться до чиновников все же больше. Каждое заявление регистрируется, на сайте Комитета по статистике и учету Генпрокуратуры предусмотрены сервис для отслеживания движения каждого обращения и возможнось аппеляции к сотрудникам комитета в случае нарушения прав заявителя и получения им от чиновников неприкрытой отписки. Конечно, и тут бабушка надвое сказала, но все-таки это хоть какой-то шанс не съехать с катушек тем, кто ищет смысл там, где его нет.
Впрочем, чиновники относятся так не только к населению, но и к его представителям во власти. В частности, члены парламентской фракции партии «Ак жол» дважды в течение года требовали привлечь к ответственности правительственных чиновников за формализм при подготовке ответов на депутатские запросы. Поэтому «акжоловцы» предлагают закрепить в регламенте мажилиса право не принимать формальные ответы госорганов на депутатские запросы. Ну а что делать нам, простым смертным?
Конечно, есть еще аккуанты чиновников в соцсетях. Причем некоторые министры достаточно активно работают там с народом. Например, бывший министр транспорта и коммуникаций, а ныне вице-министр по инвестициям и развитию Аскар Жумагалиев реально отвечал в «Фейсбуке» на все поступающие вопросы. Под настроение (если не решит забаннить) делает это и министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. На личных страничках чиновники все-таки больше следят за «мордой лица», чем в блогах электронного правительства. Но проблема в том, что сам премьер-министр перестал подавать подчиненным пример, и его аккуанты в соцсетях сейчас практически заброшены. То ли пар ушел в гудок, то ли Кариму Кажимкановичу надоели такие заигрывания с народом. К тому же личная страница она и есть личная страница: захотел - ответил, не захотел – оставил без ответа, и никто тебя не заставит… Так что остается одно – либо плюнуть на такую интерактивность с большой колокольни, либо надеяться на то, что президент вновь закричит: ««А на фига вы все сидите там, я спрашиваю?», и тогда хоть что-то изменится…
          Источник Central AsiaMonitor (Алматы), № 32 (504), 22.08.2014