21
Октября

Защитить национальные экономические интересы! - Казак yнi

 
Премьер-министру Республики Казахстан Масимову К. К.
Депутатский запрос.
Уважаемый Карим Кажимканович!
С момента создания Таможенного союза бизнес-сообщество Казахстана наблюдает активные попытки российской стороны любыми способами ограничить доступ казахстанских товаров на свои рынки или снизить их конкурентоспособность. Для этого постоянно изобретаются новые и новые препоны.
Так, фракцией партии «Ак жол» в 2012-2103 гг. поднимался вопрос о проведении Евразийской экономической комиссией конкурса на разработку предложений по сближению налоговых ставок в странах Таможенного союза. Тогда Правительство заверило, что данный конкурс был организован ЕЭК без согласия нашей стороны. В 2010-2011 гг. предприятиями Казахстана остро ставился вопрос о взимании Российской железной дорогой тарифов с НДС на казахстанские грузы по российской ставке 18 %. Для ограничения экспорта казахстанского алкоголя применяются требования об обязательной уплате значительного сбора при транспортировке продукции. Под явным давлением российской стороны наши фискальные органы взяли курс на поэтапный догоняющий рост ставки акцизов до российского уровня и т.д.
Именно к таким попыткам лоббирования следует отнести находящийся на рассмотрении проект Решения Высшего Евразийского экономического совета «О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства», предложенный российской и белорусской сторонами. Документ предусматривает введение обязательной маркировки товаров идентификационными знаками. Причем, введение маркировки товаров лёгкой промышленности рассматривается как «пилотный проект», вслед за которым, очевидно, последует и обязательная маркировка других товаров.
По мнению инициаторов, введение данной системы обеспечит контроль над движением и реализацией товаров на единой таможенной территории.
Согласно представленной информации, минимальная цена одной метки на каждую единицу товара составляет около 20 тенге, без учёта расходов на доставку, хранение, наклейку, администрирование системы контроля и т.д. Кроме этого данная технология предполагает, что бизнес будет обязан приобретать специальные устройства для идентификации меток по ценам от 175 тыс. тенге за стационарный считыватель, а также иное оборудование.
В обоснование проекта приведены проблемы российской легкой промышленности и обилие контрафакта на российском рынке. При этом игнорируется, что введение системы защитных знаков в обязательном порядке не нашло распространения ни в одной стране мира.
Просто представьте себе, что на каждую пару носков, на каждую школьную тетрадь или яблоко, которые и являются «единицами продукции» добавится цена в 20 тенге. Для некоторых товаров удорожание составит порядка 50 % и более. Возникает справедливый вопрос, почему за слабую работу российских или любых иных таможенных и фискальных органов должны платить казахстанские потребители и предприниматели?
Международный опыт показывает, что маркировка товаров, как механизм борьбы с «серым» импортом, применяется только для подакцизной группы - алкогольные напитки и табачная продукция. Для других групп товаров такой практики в мире практически нет. Но даже маркировка алкоголя акцизными марками - недостаточно эффективная мера. В России, по данным СМИ, при крайне жёсткой системе контроля доля контрафактной продукции на рынке алкоголя доходит до 60 %. В нашей стране — около 40 %. Таким образом, даже при самых жёстких формах контроля они не защищают рынок.
Нам же фактически предлагается перевести все группы товаров в разряд подакцизных. Это приведёт к удорожанию и замедлению товарооборота, а также к значительному ужесточению бюрократического давления на бизнес. Такой подход в корне противоречит всей проводимой в Казахстане политике Главы государства по снижению адмбарьеров и упрощению контрольных функций госорганов. До сих пор именно либеральные рыночные реформы составляли основу нашего успешного развития. А теперь наши партнёры и их компании без обиняков предлагают нам отказаться от этих достижений.
Более того, если от акцизов доходы получает государство, то в случае с маркировкой ЕЭК планируется, что марки и оборудование должны закупаться у конкретных взаимосвязанных частных компаний (по одной на каждую страну), которые и получат выгоду от этого своеобразного «налога» на всех и каждого.
Подумайте только: в перспективе каждый гражданин Казахстана — от младенца до пенсионера, делая покупки, будет должен заплатить этим псевдобизнесменам, которые и лоббируют принятие данного проекта. А ведь те или иные товары люди покупают каждый день, например, продукты. Просто умножьте 17 млн на 20 тенге и на число покупок — столько денег каждый день, ничего не сделав, не произведя товаров или услуг, собираются иметь с нас эти горе - инноваторы.
Аргумент о том, что наличие маркировки на каждой единице товара, якобы, будет служить для потребителя подтверждением легальности и качества продукции, абсолютно неработающий, так как в проекте не предусмотрена ответственность маркировщиков за те случаи, если качество товара окажется ненадлежащим или марка окажется поддельной.
Во всем цивилизованном мире действует иная форма контроля: подтверждение товара требованиям безопасности путём сертификации. Однако сертификации подлежит производство, в крайнем случае — партия товара, но никак не каждая его единица. К сожалению, сертифицирующие органы в Казахстане тоже не несут никакой ответственности, законодательством не предусмотрены ни персональная ответственность уполномоченного лица, ни изъятие товаров с рынка. В результате в системе госзакупок настоящий разгул поддельных сертификатов, по которым подставные компании выигрывают миллиардные тендера, тогда как сами производители эти тендера проигрывают.
Между тем, в развитых странах чётко прописаны и механизмы изъятия товара, и уголовная ответственность лиц за фальсификацию сертификатов, ведётся работа над повышением потребительской культуры и образования, поскольку речь идёт о государственных интересах, и, в конечном счёте, о жизни и здоровье граждан. Вот в каком направлении нужно развивать противодействие контрафактной продукции, а не изобретать очередные поборы за чужой счёт.
Кроме того, основные функции по защите внутреннего рынка от проникновения контрафактной продукции возложены на таможенные органы. Но это проникновение не прекратится, пока на таможенных постах будут существовать теневые схемы и коррупция.
Поскольку задачу изобличения коррупционных схем тотальная маркировка не решает, то можно заранее прогнозировать, что вся нагрузка за нововведение опять ляжет на законопослушный бизнес, а теневая экономика так и останется в тени; всё «нововведение» сводится к выкачиванию денег с потребителей и добросовестных предпринимателей.
В ходе обсуждения этого проекта на площадке Национальной палаты предпринимателей, в индустриальной палате и отраслевых объединениях бизнеса нам неоднократно заявлялось, что в случае отказа Казахстана, российская и белорусская стороны готовы ввести обязательную маркировку в самостоятельном порядке.
Но в таком случае мы усматриваем в этом шаге ещё одну меру по созданию нетарифных, дискриминационных барьеров для казахстанских товаров на рынки этих стран. Фактически, тем самым саботируется содержание Таможенного союза и ЕАЭК, как единого рынка, действующего по единым правилам.
Партия «Ак жол» рассматривает данную инициативу как попытку навязывания нам чужих правил игры, наносящих ущерб интересам предпринимателей и потребителей, и неприкрыто лоббирующую корпоративные интересы конкретных компаний-производителей данной маркировки.
Мы призываем Правительство Казахстана срочно принять меры по защите национальных экономических интересов и воспользоваться правом вето в отношении данного проекта.
 
Текст депутатского запроса фракции ДПК «Ак жол» озвучен 1 октября на пленарном заседании Мажилиса Азатом Перуашевым.
 
Пресс-служба ДПК «Ак жол»

Источник - Казак yнi (Алматы), № 40 (649), 14.10.2014