Казахстанский автопром медленно начинает подниматься с колен, это признают и производители отечественных машин, и продавцы. Налицо многолетняя государственная поддержка. Но чтобы машиностроители республики уверенно встали на все четыре колеса и заняли главную дорогу, принимаемых мер уже не достаточно. /Лилия Шаймарданова/ - 'Жеты кун'
Лилие Шаймардановой удалось выяснить, что к 2020-му году в Казахстане планируют выпустить 200 тысяч автомобилей. Для сравнения, по прогнозам: в этом году эта цифра будет равняться 44-м тысячам.
Казахстанский автопром медленно начинает подниматься с колен, это признают и производители отечественных машин, и продавцы. Налицо многолетняя государственная поддержка. Но чтобы машиностроители республики уверенно встали на все 4 колеса и заняли главную дорогу, принимаемых мер уже не достаточно. В чем еще нуждается автопром и как пересадить казахстанцев за руль машины с пометкой madein Kazakhstan?
Айдос Нургазин автомобили SsangYong продает уже 7 лет. Тогда, вспоминает, внедорожники собранные в Корее, казахстанский потребитель особо не жаловал. Популярность к этой марке автомобиля пришла позже.
Айдос Нургазин, начальник отдела продаж: «Не меньше 50 в месяц продаем, гос.учреждениям продаем, также физлицам, я говорю вам про розницу сейчас».
Но такие цифры – лишь капля в море. Простая статистика: парк автомобильных средств в Казахстане превышает цифру в 4 миллиона и большая часть – это легковые авто. Эксперты ассоциации казахстанского автобизнеса подсчитали: основной костяк машин – пенсионеры российского автопрома. К 2020-ому году машин в стране станет больше, казахстанский гараж увеличится до 6 миллионов авто. Вытеснить конкурентов с рынка и расширить его границы – главная задача казахстанских бизнесменов.
Мейрам Пшембаев, председатель правления Союза машиностроителей Казахстана: «Мы тоже ассоциация, которая занимается продвижением автомобилей, мы тоже не удовлетворены».
Неудовлетворённым представителя казахстанских машиностроителей заставляют чувствовать показатели. Мало того, что 17-миллионного рынка для больших объемов, на которые нацелен наш автопром, недостаточно, так еще в самом Казахстане приверженцев отечественных авто не много. Мейрам Пшенбаев сетует – государственные служащие могли бы показать пример, и раз не покупают для личных нужд, то хотя бы обязать покупать для государственных.
Мейрам Пшембаев, председатель правления Союза машиностроителей Казахстана: «Я призвал бы все наши госорганы переходить на отечественные виды продукции. Вопрос хотят-не хотят - я думаю, что можно будет отрегулировать законодательно эти вопросы».
Если бы и существовал рай для казахстанских автомобилей - то это точно был бы этот гараж, сюда просто так не попадет ни посторонний человек, ни тем более автомобиль, это режимный объект, на этих автомобилях, к примеру, передвигаются спикеры обеих палат парламента.
На балансе хозяйственного управления парламента Казахстана 167 легковых автомобилей, девяносто две – отечественного производства.
Жанат Жумабеков, главный инженер автохозяйства ХОЗУ Парламента РК: «Это автомобили 2012 года с объемом двигателя 3,5 сантиметров кубических, КИА Каденза с усовершенствованным дизайном, 3 - объем двигателя, объем уменьшен, но она не уступает в скорости».
Пересаживать депутатов на машины, собранные в Казахстане, начали 2 года назад, отечественные авто себя зарекомендовали, теперь гараж Парламента пополнился еще вот этими автобусами Хендай, собранными в Алматинской области.
«Я на машине отечественного производства езжу уже 7 лет, до этого мы ездили на Тойоте короле, откровенно скажу, мне Шкода больше нравится, мы меньше ее ремонтируем».
Депутат Никитинская изучать автомобили стала не просто так, вместе с остальными членами Акжола в мажилисе она подсчитала и доложила премьер-министру страны, какие чиновники и в каких регионах предпочитают ездить на японских и немецких авто. В этом запросе фигурируют аппарат маслихата Южно-Казахстанской области, аппараты акимов Алматинской и Акмолинской областей, хозяйственное управление Алматы. Запросы на автомобили: стоимость от 7 до 15 миллионов тенге, характеристики - почти 4-литровый двигатель, пятиступенчатая коробка передач типтроник, 6 подушек безопасности, отделка интерьера вставками под дерево.
Доктор экономических наук Екатерина Никитинская недоумевает - в этом математическом неравенстве чиновники и депутаты должны разбираться, как никто другой: нет продаж - нет будущего у всего автопрома.
Екатерина Никитинская, депутат Мажилиса Парламента РК: «Для нас очень важно, чтобы отечественные машины покупались нашими гражданами. У нас не такой большой рынок».
Представители крупнейших автомобильных заводов в Костанае и в Усть-Каменогорске за такую инициативу депутатов голосуют двумя руками, это и реклама, и гарант того, что часть производимого точно будет куплена – в рамках государственного заказа, тем более и в Казахстане производят автомобили с приставкой – люкс.
Автомобиль SsangYong Шайрман – один из самых дорогих автомобилей отечественного автопрома, по словам продавцов, такие машины чаще всего покупают бизнесмены или чиновники высшего ранга, автомобиль оснащен самым необходимым и даже сверх того, вот здесь есть специальная кнопочка, нажимаешь - и сидение водители превращается в массажное кресло.
Впрочем, автомобиль привлекает, конечно, не массажным креслом, производители SsangYong говорят, что казахстанские автомобили завоевывают покупателей, которые стали сравнивать - отечественная машина такого класса стоит гораздо дешевле, чем европейский аналог.
Екатерина Никитинская, депутат Мажилиса Парламента РК: «Есть законы экономики, законы конкуренции - производство становится конкурентоспособным и позволяет серьезно повысить производительность труда только при определенной степени локализации, а она, в свою очередь, зависит от объема продаж».
Объем локализации – сейчас больной вопрос для машиностроителей Казахстана, чем выше этот показатель – тем роднее государству автомобиль. А по новым правилам на общий рынок Таможенного союза сможет выйти модель авто, которая имеет 30% локализации со сваркой и покраской. А уже через четыре года этот показатель должен достигнуть отметки в 50%.
Алексей Сидоренко, председатель правления АО «Агромашхолдинг»: «Для какого производителя автокомпонентов будет интересен объем в три тысячи? Да ни для какого. Любому производителю нужен объем, мы говорим об объеме, мы выйдем на этот объем и станем интересны для производителей этих автокомпонентов».
Чтобы стать интересными, а главное конкурентоспособными по цене, костанайский автомобильный завод уже со следующего года запускает производство автомобилей с использованием российских запчастей. Из них будут собираться SsangYong Nomadы и Iveco. А следующие пять лет индустриализации машиностроению обещают в правительстве особое внимание и, главное, особые преференции.
Альберт Рау, вице-министр по инвестициям и развитию РК: «Ставишь проект на 20 миллионов долларов - 30 процентов государство тебе вернет в виде субсидий - задача на следующую пятилетку».
По прогнозам специалистов, уже в следующем году может наблюдаться некоторое снижение спроса, и отечественным производителям нужно быть готовым к новым вызовам. В скором будущем машиностроители Казахстана получат доступ к российскому госзаказу, в планах – выход на рынки соседних государств и расширение ассортимента, чтобы рядовой казахстанец смог позволить себе новый автомобиль.
Источник - 'Жеты кун', 19.10.2014, 21:00, ТВ Хабар