04
Декабря

Худшие в ЕАЭС - www.oilnews.kz

Бакытжан Сагинтаев: «Все те поправки, которые мешают прохождению законопроекта, правительство готово снять»
Казахстанское правительство в ближайшие недели намерено принять ряд кардинальных мер по улучшению предпринимательского климата. Актуально, учитывая, что в мировом рейтинге Doing Business страна уже стала худшей среди евразийских партнеров, резко опустившись на 77 место.
2 декабря в Астане на третьем этаже здания Мажилиса рассматривался особенный законопроект: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», коротко именуемый «кардиналкой». Документ рассматривается вот уже во втором чтении, с 16 октября по 28 ноября было проведено 27 заседаний рабочей группы. На 28 заседание во вторник прибыл первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев. Все почему: открывая мероприятие, вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева напомнила, что, в соответствие с поручением главы государства, закон должен заработать с 1 января 2015 года. На финальное рассмотрение его поставят на пленарном заседании нижней палаты 10 декабря. «На сегодня поступило 1293 предложения от депутатов, из них принято -766, не принято-115, и еще 412 предложений находятся в работе», — подчеркнула замглавы Мажилиса. Другими словами, напряжение высокое, потому за стол с депутатами и сел второй человек в Кабинете министров.
А меры принимать нужно. Как известно, несколько лет назад одним из приоритетов государственной политики президент Нурсултан Назарбаев обозначил создание идеально инвестиционного климата. Конкретная цель: вхождение в топ-50 рейтинга Doing Business Всемирного банка. В 2011 году Казахстан находился на 58 месте, а в 2012 уже на 47. В 2013 году стране удалось удержаться в целевой группе на 49 месте. Но далее пошла резкая стагнация. В рейтинге на 2014 год РК опустилась на 76 место, а в недавно опубликованном отчете-прогнозе на 2015 – на 77! Для сравнения, российская динамика: 2011 год – 124 место, 2012 год – 120, 2013 год – 112, 2014 год – 64, 2015 год – 62. И беларуская: 2011 год – 91 место, 2012 год – 69, 2013 год – 58, 2014 год – 57, 2015 год – 57. Другими словами, в классическом Таможенном союзе Казахстан – страна с наихудшим бизнес-климатом. Кстати сказать, Армения в рейтинге располагается на 45 месте, и лишь Кыргызстан – на 102.
Всего в Doing Business оценивается десять базовых показателей, напрямую влияющих на способность вести предпринимательскую деятельность. По показателю международная торговля Казахстан располагается на 185 месте в мире, сразу после Афганистана. Хуже дела обстоят лишь в Узбекистане, Таджикистане, Южном Судане и Центрально-Африканской Республике. Оно и немудрено. Если в странах Организации экономического сотрудничества для осуществления экспорта и импорта необходимо по 4 документа соответственно, то в Казахстане требуется 10 и 12 бумаг. На осуществление экспорта тратится 79 дней (в ОЭСР – 10,5 дней), импорта – 67 дней (в ОЭСР – 9,6 суток). Стоимость импорта одного контейнера в Казахстане составляет $5,2 тыс., а в развитых странах мира – лишь $1,1 тыс. Очевидно, что процессы международной торговли в Казахстане крайне забюрократизированы, что отлично видят эксперты Всемирного банка.
По показателю «Разрешение на строительство» Казахстан располагается на 154 месте (-2 позиции за год). «Присоединение к электрическим сетям» — 97 место (-5), «Получение кредитов» — 71 (-4), «Разрешение неплатежеспособности» — 63 (+19), «Регистрация предприятий» — 55 (-2). Далее идут показатели, которыми страна может гордиться: «Обеспечение исполнения контрактов» — 30 (+5), «Защита миноритарных инвесторов» — 25 (-4), «Налогообложение» — 17 (-1).
Самый лучший для Казахстана показатель – «Регистрация собственности». В этой категории республика располагается на 14 месте. В ОЭСР собственность регистрируют в среднем 24 дня на 4,2% от ее стоимости, в Казахстане – 11 дней и 0,1%. Выше РК располагаются Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан. За пределами топ-50: Германия, Франция, Великобритания, Япония, Малайзия, Гонконг и Южная Корея.
Казахстанские власти склонны объяснять обвал казахстанского бизнес-климатического рейтинга изменением в методике расчетов, проводимых Всемирным банком. Всего изменений в прошедшем году было внедрено три. Первое: дополнительный город для 11 наиболее населенных стран. Свои исследования условий развития предпринимательства эксперты ВБ проводят на территории крупнейшего города каждого государства, в частности, в Казахстане – в Алматы. В 2014 году в 11 крупнейших по населению стран – Китае, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистане, Японии, Нигерии, Бангладеш и Мексике был исследован еще и второй город, следующий по размерам вслед за экономическим центром. Но три из этих стран (США, Япония и Мексика) итак были выше Казахстана, а семь (Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия и Бангладеш) так и остались в рейтинге ниже РК. Казахстан обогнала лишь Россия, вторым городом которой стал Санкт-Петербург.
Второе изменение в методике: в этом году исследование Doing Business расширило сбор данных по трем индикаторам: разрешение неплатежеспособности, защита прав миноритарных инвесторов и получение кредитов. Напомним: Казахстан ухудшил позиции в защите миноритариев (-4) и получении кредитов (-4), но в разрешении неплатежеспособности, с принятием в марте 2014 года нового закона «О банкротстве», вырос сразу на 19 позиций.
Третье изменение: совокупный рейтинг основан на показателе удаленности от передового рубежа. Данный показатель показывает, насколько правовой режим той или иной страны удален от передовых практик по каждому из индикаторов исследования. Чем выше балл, полученный по показателю удаленности от передового рубежа, тем благоприятнее предпринимательская среда и прочнее правовые институты в стране. Другими словами, каждый индикатор сравнивается с самым лучшим в мире и соответственно корректируется. То есть, разница между 76 местом и 77 местом в рейтинге – не одно и то же, что разница между 77 местом и 78 местом, все зависит от того, насколько 76, 77 и 78 место отличаются от «передового рубежа». Но тут несоответствие: в Doing Business-2014 Казахстан получил 63,59% от «передового рубежа», а в Doing Business-2015 уже 64,59%. Значит, и третье изменение тут не совсем причем.
Получается, что, на самом деле, бизнес-климат в Казахстане не ухудшается. Дело в-другом: либо более глубокие исследования доказывают, что в ряде стран ситуация не так плоха, как ранее думалось. Либо эти страны предпринимают более энергичные усилия по улучшению условий для развития предпринимательства, чем Казахстан.
Между тем, казахстанское правительство намерено переломить ситуацию, вернув страну в число полусотни лучших для ведения бизнеса. Бакытжан Сагинтаев 2 декабря в стенах Мажилиса выразил приверженность к конструктивной работе. «Все те поправки, которые мешают прохождению законопроекта, правительство готово снять», — подчеркнул он.
Поправок, действительно много: во вторник члены рабочей группы обсуждали сводную таблицу на 349 страницах (в распоряжении редакции OILNEWS KAZAKHSTAN имеется один экземпляр). В частности, принята поправка, в соответствие с которой с субъектов малого и среднего предпринимательства снимается обязанность в момент регистрации предоставлять квитанцию об уплате государственного регистрационного сбора. Более того, государственная регистрация юрлица, относящегося к субъекту малого предпринимательства (ИП), может быть осуществлена посредством подачи электронного уведомления, которое заполняется на web-портале электронного правительства.
Легче для МСБ должно стать подключение к электрическим сетям. Принята поправка, обязывающая субъекты естественных монополий вести электронную базу данных о наличии свободных и доступных мощностей, емкости, мест а также схемы инженерных коммуникаций. Эти данные должны предоставляться по запросам бизнеса напрямую и через собственный интернет-ресурс. Кроме того, о начале производства строительно-монтажных работ по подключению к сетям электроснабжения технически несложных объектов государственные органы вправе будет уведомлять проектировщик, без предъявления локального экспертного заключения.
Будут улучшены условия для инвесторов, стремящихся получить государственную поддержку. Заявка на предоставление инвестиционной преференции будет рассматриваться не 20, а 15 дней, а на устранение нарушений при исполнении инвестиционного контракта, выявленных уполномоченными органами, будет даваться на два, а целых три месяца.
Лучше будут защищены права миноритарных инвесторов. Теперь информация о крупных сделках, проводимых компаниями, будет не только публиковаться в пояснительной записке к годовой финансовой отчетности в соответствие со стандартами МСФО, но и обязательно доводиться до личного сведения каждого акционера и инвестора.
Отметим, что наиболее активными авторами поправок к «кардиналке» выступили депутаты Айгуль Соловьева и Азат Перуашев. Причем, если поправки мажилисвумен из правящей партии «Нур-Отан» принимаются практически в полном объеме, то существенная часть инициатив лидера партии предпринимателей «Ак Жол» отклонена. В числе отклоненных – усиление законодательной защиты инвесторов. Нынешний закон блекло «гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами РК». Дотошный вариант Перуашева звучит так: «В случае ухудшения положения инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и/или вступлением в силу и/или изменением условий международных договоров, к инвестициям в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее в момент осуществления инвестиции. А по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам с уполномоченными государственными органами – до окончания срока действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное. В случае улучшения положения инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и/или вступлением в силу и/или изменением условий международных договоров, отдельные условия контрактов между иностранным инвестором и уполномоченным государственным органом, представляющим республику, могут быть изменены по взаимному согласию сторон». Видимо, до такой степени гарантировать иностранным инвесторам стабильность казахстанское правительство пока не готово.