ДПК «Ак жол» - госорганам: Снимите «розовые очки» /Анатолий Иванов/ - Казак yнi (Алматы)
Это, похоже, уже является нормой для нашей страны, когда в упор не замечаются важные политические заявления, идущие вразрез с пресловутой «генеральной линией». То ли боязно как-то становится, вдруг кого-то не так поймут. То ли считается не совсем комильфо обсуждать темы, предложенные отнюдь не партией «Hyp Отан». Да и чего там напрягаться, если речь идёт не о «колхозе с мамбетизмом» или не о кирпичике хлеба ценою в 300 тенге?
Между тем выступления лидера демократической партии «Ак жол» Азата Перуашева, дважды прозвучавшие в стенах парламента 19 ноября текущего года, тянут на куда больший скандал политического характера, нежели рассуждалки госпожи Садвакасовой об элитных колледжах или размышлизмы народного коммуниста Айкына Конурова о ценах на хлеб. Хотя бы потому, что оба вопроса, заданные Перуашевым, ставят под сомнение способность госорганов отечественных блюсти интересы Республики Казахстан. Но к сути дела.
В частности, в ходе рассмотрения депутатами мажилиса законопроекта «О недропользовании» Азат Перуашев выразил удивление, что, несмотря на данное ещё два года назад президентом страны поручение выработать систему поддержки казахстанского содержания, до сих пор каких-либо движений в этом направлении как-то не видать. Более того, выясняется, что истинная цена обещаниям чиновников в лучшем случае тянет на медный грош.
«В прошлом году, обсуждая Закон «О государственных закупках», госорганы убрали оттуда понятие «отечественный товаропроизводитель» и преференции для таких производителей. Причём, когда мы оспаривали такой подход, нам говорили, что в рамках Таможенного союза госзакупки должны быть едины, но интересы отечественных производителей будут учтены в другом законопроекте, касающемся закупок национальных компаний., госпредприятий и недропользователей, в Законе «О закупках», — заметил в своём выступлении лидер ДПК «Ак жол». При этом он напомнил, что согласно обещаниям Кабмина соответствующий законопроект должен был поступить на рассмотрение в1 парламент осенью 2014 года.
Однако вот уж и год прошёл, 2015-й на носу, а того самого закона «О закупках», где учитываются интересы казахстанских предпринимателей, на горизонте даже не наблюдается. Соответственно, замечает Азат Перуашев, «интересы национального бизнеса в закупках остаются задвинутыми на второй план».
Более 5 лет, по словам Перуашева, сказанным на всё том же пленарном заседании мажилиса от 19 ноября, не видно движений и в направлении разработки закона «Об офсетной политике». Того самого закона, который по примеру Норвегии по идее должен обязать работающих в Казахстане иностранных недропользователей передавать казахстанским компаниям технологии по производству используемого ими оборудования и закупать такую продукцию.
Но, похоже, предпринимателям из нашей страны правил подобных не видать как собственных ушей. А всё потому, что в министерских структурах, оказывается, иностранцев обидеть боятся жутко. «Когда наши предложения обсуждались на комитете, представители разработчиков - директор департамента Министерства инвестиций заявляет: «Мы против таких поправок, потому что они затрагивают интересы иностранных инвесторов». У меня возникает вопрос: на кого эти люди работают, какой стране они служат?! Мы уважаем
иностранных инвесторов, приветствуем их и поддерживаем массу преференций. Но и они должны наши интересы соблюдать!» - возмущенно заметил Азат Перуашев. По его мнению, недропользователи, в том числе иностранные, не только должны пользоваться природными ресурсами, не только платить налоги, но и увеличивать долю местного содержания в их работе. В частности, закупать казахстанское оборудование, заказывать услуги казахстанских сервисных компаний, приобретать казахстанские продукты питания, спецодежду и так далее. Но одно дело желания да лозунги, что периодически звучат с правительственных трибун, и совсем другое — реалии дня.
«По идее такие нормы есть в инвестиционных контрактах, а на деле они ничем не подкреплены, никакими требованиями законов», - подчеркнул лидер «Ак жола», заметив, что у.80 работающих в Казахстане иностранных инвесторов при норме в 60, а то 100 % наличие местного содержания составляет в лучшем случае 1,5—2 %. На фоне соседней России, где в соответствии с 8 параграфом 3 статьи Закона «О закупках отдельных видов юридических лиц» при любых обстоятельствах отдаётся приоритет товарам из Российской Федерации по отношению к товарам из других стран, ситуация у нас выглядит весьма удручающе. Хотя Казахстан вместе с Россией вроде как уже не один год входит в Таможенный союз.
Но идём дальше. Мало кто в казахстанском обществе заметил, что 19 ноября года текущего в мажилисе обсуждался и проект закона «О Республиканском, бюджете на 2015-2017годы». Процесс сей, безусловно, очень важен, поскольку в связи с продолжающимся мировым экономическим кризисом да катастрофическим падением цен на нефть не только Казахстану приходится включать свою мозговую систему на полную мощность. Иметь хлебушек на столе да ещё и с маслицем желание имеют все без исключения.
Вот и наше правительство предприняло мозговой штурм на формирование Республиканского бюджета на предстоящие два года. В частности, «нардепам» отечественным было предложено рассмотреть идею обеспечения сбалансированности бюджета в условиях роста ранее принятых государством обязательств и мер по сдерживанию роста бюджетного дефицита, а также одобрить привлечение нефтяных сбережений государства для реализации крупных инфраструктурных проектов в рамках исполнения Послания президента под названием «Нурлы жол».
Ну а чтобы все мажилисмены прониклись исключительным позитивом, была дана установка на добро в виде информации, что дефицит Республиканского бюджета на 2015 год определён в размере 2,1 % к ВВП, что составляет 997,1 млрд тенге с понижением на 2017 год до 1,7 %, или 972,5 млрд тенге. Теоретически все должны были вздохнуть с облегчением и, воздав руки к небу, сказать нечто вроде «Аллилуйи». Дело в том, что критичным признаётся дефицит бюджета в размере более 3 % к ВВП. И, наверное, так бы и произошло, если бы не особая точка зрения партии «Ак жол» в виде заявления с парламентской трибуны о том, что сей позитив обеспечивается главным образом за счёт нефтяных доходов.
«Ненефтяной дефицит бюджета согласно прогнозу на 2014 и 2015 гг. предусмотрен на уровне выше 7 % (2014 год - 7,4 %, 201.5 год - 7,8-%). Причём вопреки реализуемым программам индустриализации наблюдается устойчивая тенденция не сокращения ненефтяного дефицита, а напротив - его роста. Так в 2014 году, по уточнённым данным бюджета, ненефтяной дефицит вырос сразу на 43 % по отношению к 2013 году (3 037,8 млрд тенге против 2 123,5 млрд тенге), а в 2015 г. ожидается его рост ещё на 12 % (до 3 406,6 млрд тенге)!» - заметил Азат Перуашев. При этом он обратил внимание, что последние три года суммы гарантированного трансферта из Нацфонда достигли максимально предусмотренных размеров, то есть ежегодно увеличиваются на 15 % без каких-либо обоснований дополнительной корректировки.
Дальше цифрыиачали сыпаться как из рога изобилия. Из выступления Перуашева выяснилось, что постоянные изъятия средств из Национального фонда в виде целевых трансфертов наблюдаются уже третий год и имеют явную тенденцию к росту. В 2013 году из Нацфонда вынули 26 млрд тенге, в 2014 году - 475 млрд тех же тенге, а в 2015 году запланировано взять аж 707,5 млрд! «Все эти данные, к сожалению, свидетельствуют о. том, что нефтяная зависимость бюджета не снижается, а нарастает», - констатировал Перуашев, выразив опасения, что подобная практика уже в текущем режиме создает риски расходования уже не только доходной части, но и самих накоплений Нацфонда.
Тем более что, по словам лидера ДПК «Ак жол», по прогнозу в текущем году рост расходов составит 16,2 %, тогда как рост налоговых поступлений -только 9 %, а в 2015-м расходы вырастут ещё на 9 %, тогда как налоговые поступления — только на 6 %. Таким образом, заметил Перуашев: «Если же администраторы программ допускают превышение расходов над доходами с целью «латания финансовых дыр», неадекватной поддержки секторов вне зависимости от их вклада в рост ВВП, то дефицит бюджета и связанные с ним инфляционные процессы рискуют, выйти за рамки управляемости».
Как говорится, одно дело - критика и совсем другое - конкретные предложения. И если кто думает, что у ДПК «Ак жол» таковых не было, тот однозначно ошибается. Дабы избежать негативных последствий для экономики страны, «Ак жол» предложил, во-первых, направить суммы гарантированного трансферта из Национального фонда в размере не менее 1,5-2 % от ВВП на реализацию инвестиционных программ в реальном секторе, одновременно установив чёткие индикаторы роста доходности этих программ и ожидаемых от них налоговых отчислений. Во-вторых, рассмотреть вопрос об отмене налогообложения с государственных субсидий и грантов. В-третьих, провести отдельные исследования по влиянию колебания курса национальной валюты на экспортно-импортные обороты.
«Произошедшая в этом году девальвация вызвала серьёзные структурные сдвиги, и в дальнейшем курс тенге через падение спроса может сильнее влиять на параметры инфляции, чем предполагалось. Эффект проецирования девальвации на инфляцию может оказаться более долгосрочным и вызвать падение импорта в более существенных пределах, чем это предусмотрено проектом бюджета. Тем более, что есть и риски дальнейшего воспроизводства инфляции через импортные операции», — подчеркнул Азат Перуашев, одновременно заметив, что в ДПК «Ак жол» прекрасно понимают, что «основные угрозы сегодня привносятся в нашу экономику извне», заставляя правительство вырабатывать адекватные меры экономического реагирования.
Тем не менее ДПК «Ак жол» в лице Азата Перуашева фактически предложила госорганам снять «розовые очки»: «На наш взгляд, на ближайшую перспективу 2015-2016 гг. вместо оптимистического роста взять за основу более реалистичный сценарий по сохранению макроэкономической стабильности (стагфляцию), который бы учитывал нарастающие риски замедления кредитования, потребления и сокращения частных инвестиций. Такой подход позволил бы критичнее отнестись к объёму государственных расходов и к параметрам инвестиций государства в реальный сектор, в том числе в инфраструктурные мегапроекты».
Естественно, возникает вопрос: а как на всю эту масштабную критику от ДПК «Ак жол» отреагировало правительство страны? Судя по тому, что в СМИ, равно как в обществе, на достаточно очевидные заявления Азата Перуашева какой-либо дискуссии не наблюдается, ответ прост. Что, в свою очередь, позволяет предположить, что мы, как и прежде, будем включать телеканал «Хабар», дабы забыться в сплошном позитиве, несмотря на нарастающие проблемы в экономике страны.
Источник - Казак yнi (Алматы), № 51 (659), 19.12.2014